Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

4.2. Налоговые поступления


Налоговые поступления служат важной формой перераспределения валового внутреннего продукта и обеспечивают мобилизацию почти три четверти доходов бюджетов Украины. Они включают такие налоговые поступления:

а) налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости;

б) налоги на собственность;

в) сборы за специальное использование природных ресурсов;

г) внутренние налоги на товары и услуги;

д) налоги на международную торговлю и внешние операции;

з) другие налоги.

Структура налоговых поступлений в бюджеты Украины разных уровней характеризуется данными приложения А.

Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджеты (до 49,2% всех налоговых поступлений в 2003г.) составляют налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости. К этой группе налогов принадлежат подоходном налоге с граждан и налог на прибыль предприятий. Структура поступлений налогов на доходы, налогов на прибыль, налогов на увеличение рыночной стоимости в бюджеты различных уровней в Украине характеризуют данные табл. 4.2.

Таблица 4.2 

Структура поступлений налогов на доходы, налогов на прибыль, налогов на увеличение рыночной стоимости

Показатель

2001

2002

2003

 

 

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости всего

17054,9

100,0

20222,2

100,0

26758,5

100,0

В том числе

 

 

 

 

 

 

Налог на

прибыль

предприятий

8280,0

48,5

9398,32

46,5

13237,2

49,5

Подоходный налог с граждан

8774,9

51,5

10823,9

53,5

13521,3

50,5

Доля налога на прибыль предприятий в ВВП

X

4,1

X

4,2

X

5,0

Доля подоходного налога с граждан

ХВВП

X

4,3

X

4,5

X

5,1

Данные табл. 4.2 показывают, что налог на прибыль предприятий и подоходный налог с граждан имеют четкую тенденцию к росту. Налогообложение доходов физических лиц происходит на основе обязательного изъятия части их доходов в бюджет. Этот налог отражает характер взаимоотношений между государством и его гражданами. Уровень налогообложения доходов физических лиц непосредственно влияет на реальные личные доходы значительной части населения. По объемам поступлений этот налог занимает второе место среди всех налогов.

Налог на прибыль предприятий - один из важнейших налогов. Вместе с налогом на доходы физических лиц и налогом на добавленную стоимость налог на прибыль является основой налоговой системы. Он используется как средство для реализации стабилизационной политики в государстве и ее структурной перестройки.

Ко второй группе налоговых поступлений - налогов на собственность - относятся периодические налоги на чистую стоимость имущества (налог на недвижимое имущество предприятий и налог на недвижимое имущество граждан), а также налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

Периодические налоги на чистую стоимость имущества в Украине еще не справляются, но предусматриваются проектом Налогового кодекса. Налог с владельцев транспортных средств уплачивают юридические лица, в том числе нерезиденты, граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют зарегистрированные в Украине собственные транспортные средства. Объектом налогообложения таким налогом являются транспортные средства, самоходные машины и механизмы, сгруппированные по объемам цилиндров или мощностью двигателей. Ставки налога определены для каждой соответствующей группы.

Третью группу налоговых поступлений объединяют сборы за специальное использование природных ресурсов. К ней относится сбор за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, сбор за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для потребностей гидроэнергетики и водного транспорта, платежи за пользование недрами, сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, плата за землю и плата за использование других природных ресурсов. Экономическое содержание указанных сборов и платежей заключается в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Одним из ценнейших природных ресурсов общества является земля. Использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель. Собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов - участников соглашения о распределении продукции, уплачивают земельный налог. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей. Объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), которая находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю является собственник земельного участка, земельной доли или пая и землепользователь, в том числе арендатор. Размер земельного налога зависит от целевого назначения земельного участка, его места расположения и денежной оценки земель.

Денежная оценка земель проводится Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам и его органами на местах с привлечением экспертов. Для этого они пользуются методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины. Ставка земельного налога применяется соответственно к денежной (кадастровой) оценки земельных участков (с 1 га земли). В тех населенных пунктах, где на сегодня оценка земель не завершена, налог исчисляется, исходя из площади участка, к которой применяются ставки налога в установленных размерах.

Сбор за специальное использование лесных ресурсов предназначен для возмещения расходов государства за воспроизводства лесных угодий. В его состав включается сбор от пня, что вносят лесозаготовители за отпуск им леса на корню и других лесных материалов.

Сбор за специальное использование водных ресурсов установлен с целью заинтересованности субъектов хозяйствования в рациональном использовании водных ресурсов. Объектом исчисления этого сбора является объем воды, которую используют потребители для собственных нужд. Сбор за специальное использование водных ресурсов содержится независимо от того, поступает эта вода непосредственно из подземных или поверхностных источников или от других пользователей. Размер сбора за специальное использование водных ресурсов, кроме тех, что используются предприятиями гидроэнергетики и водного транспорта, устанавливается в соответствии с нормативами платы, объемов использования воды и лимитов ее использования.

Нормативы платы дифференцированные по двум признакам:

- если вода забирается из поверхностных водных объектов - в зависимости от водохозяйственных сетей;

- если вода забирается из подземных вод - в зависимости от административно-территориальной единицы.

Количество использованной воды определяется по показаниям измерительных приборов. Лимиты и порядок выдачи разрешений на специальное использование водных ресурсов общегосударственного значения устанавливает Кабинет Министров Украины, а местного значения-Верховная Рада АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские Советы народных депутатов. За сверхлимитное использование водных ресурсов плата исчисляется и взыскивается в 5-тикратному размере. В пределах установленного лимита платежи относятся на издержки производства, а платежи за сверхлимитное использование взимаются с прибыли, остающейся в распоряжении субъекта предпринимательской деятельности.

Платежи за пользование недрами платят субъекты хозяйствования всех форм собственности, которые осуществляют в пределах территории экономической зоны добычи полезных ископаемых и используют недра в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Объектом платы за пользование недрами является фактически добытые (погашены) балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых и размеры участка недр, предоставляемых в пользование или используются в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Размер платы определяется в зависимости от объема погашения запасов полезных ископаемых и установленных нормативов.

Сбор на геологоразведочные работы введена с целью компенсации затрат бюджета для выполнения работ, обусловленных приростом запасов полезных ископаемых для обеспечения отечественных предприятий минерально-сырьевыми ресурсами, а также отражением в себестоимости и ценах на добывающую продукцию состав расходов на работы по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых. Этот сбор уплачивается субъектами хозяйствования всех форм собственности, добывающих полезные ископаемые, и физическими лицами, которые занимаются этой деятельностью как предприниматели. Величина сбора за геологоразведочные работы зависит от объема добытых полезных ископаемых (нефти, конденсата, природного газа и т.п.) и объема погашенных в недрах полезных ископаемых (для других полезных ископаемых) и установленных нормативов сбора.

К четвертой группе налоговых поступлений принадлежат внутренние налоги на товары и услуги. Это, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за лицензии на определенный вид хозяйственной деятельности, плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности. Структуру внутренних налогов на товары и услуги приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3 

Структура поступлений внутренних налогов на товары и услуги в Украине в 2001-2003 pp.

Показатель

2001

2002

2003

 

 

Сумма, мли игры

Удельный вес, %

Сумма, млн. грн.

Удельный вес, %

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Внутренние налоги на товары и услуги

13604,2

100,0

18192,2

100,0

18560,6

100,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

а) налог на добавленную стоимость

10348,4

76,1

13471,2

74,1

12598,1

67,9

б) акцизный сбор с отечественных товаров

2207,5

16,2

3604,9

19,8

4659,1

25,1

в) акцизный сбор с импортных товаров

446,8

3,3

493,3

2,7

587,0

3,2

г) другие внутренние налоги на товары и услуги

601,5

4,4

622,8

3,4

716,4

3,8

В составе внутренних налогов на товары и услуги наибольшую долю (в 2003 г. две трети, а в 2001 и 2002 гг. - три четверти) составляет налог на добавленную стоимость. По экономической сущности он принадлежит к косвенных налогов и уплачивается в бюджет на каждом этапе продвижения товара от производства до потребления. На практике налог на добавленную стоимость определяется как разница между суммой налога, полученной субъектом хозяйствования из реализованных товаров, работ и услуг, и суммой из приобретенных сырья, материалов, услуг и т.д. Ставка налога на добавленную стоимость в Украине составляет 20%.

Практика показывает, что 20-ти процентная ставка налога на добавленную стоимость является достаточно высокой. Она влияет на увеличение розничной цены, которая выступает в форме налога на потребителей, перераспределяя их доходы в бюджет. В целом динамика объема налога на добавленную стоимость имеет тенденцию к увеличению. В то же время в 2003 г. произошло уменьшение поступления налога на добавленную стоимость, а его доля в доходах бюджета составила 12,6%. Динамику налога на добавленную стоимость отображают данные табл. 4.4.

Таблица 4.4 

Динамика поступлений налога на добавленную стоимость в Государственный бюджет Украины в 1998-2004pp. 

Год

Показатель

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1.Доходи Государственного бюджета Украины (всего), млрд. грн.

28,9

32,9

49,1

54,9

61,9

75,3

60,7

2. В том числе налог на добавленную стоимость, млрд. грн.

7,5

8,4

9,4

10,3

13,5

12,6

18,4

3. Налог на добавленную стоимость, процент с доходов, млрд. грн.

25,8

25,6

19,2

18,8

21,8

16,7

30,2

За период с 1998 г. по 2004 г. (по плану) объем доходов Государственного бюджета Украины увеличился в 2,1 раза, а налог на добавленную стоимость - в 2,4 раза. В то же время по плану на 2004 г. выделяется объем этого налога с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) и его объем с ввезенных на территорию Украины товаров. По этим данным оказывается, что в 2004 г. предполагается объем поступлений налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) в сумме 17,1 млрд. грн., а бюджетное возмещение этого налога - 9,5 млрд. грн. Большой объем возмещения стал основной причиной дискуссий относительно возможности внедрения в Украине НДС-счетов, эффективность которых, по мнению предпринимателей и многих экономистов, малоубедительна.

В выводах из анализа относительно администрирования налога на добавленную стоимость аудиторы Счетной палаты Украины определяют его как наиболее криминализирован вид налога. Он стал причиной 50% преступлений, совершенных в налоговой области. Счетная палата предлагает отменить налог на добавленную стоимость, заменив его на «понятный и простой в администрировании» налог с продаж.

Недостатки действующего порядка администрирования налога на добавленную стоимость не устраивают ни государство, ни предпринимателей (Закон о НДС потерпел свыше сотни изменений и дополнений). Этот налог отвлекает на себя значительные суммы оборотных средств при закупке сырья, материалов и других активов, необходимых для производственного процесса, заставляет всех производителей товаров и услуг увеличивать цены на 20%, а государство искать миллиарда гривен на возмещение НДС экспортерам, создает условия для экономической преступности.

Несмотря на существенные недостатки администрирования налога на добавленную стоимость, он применяется во всех европейских государствах. Поскольку в Украине определили курс на европейскую интеграцию, то в настоящее время нельзя отказаться от этого налога. Вместо этого необходимо усовершенствовать механизм его взимания.

Среди налоговых источников формирования доходной части сводного бюджета важная роль принадлежит акцизному сбору. В 2003 г. его объем с отечественных и импортных товаров превышал 5 млрд грн, а его доля во внутренних налоги на товары и услуги за 2003 г. составила 28,3%. За 2001-2003 гг. объем акцизного сбора вырос почти в два раза, а с повышением жизненного уровня населения будет расти его поступления в бюджет.

Главные отличия акцизного сбора от налога на добавленную стоимость заключаются в следующем:

- вследствие весьма ограниченного круга подакцизных товаров акцизный сбор по сравнению с налогом на добавленную стоимость значительно меньше влияет на общий уровень цен в обществе. В то же время, учитывая то, что оба налоги относятся к косвенным налогам и приобщаются к ценам на товары и услуги в форме надбавки, они в определенной степени влияют на процессы ценообразования;

- благодаря унифицированной ставке налог на добавленную стоимость является нейтральным относительно механизма рыночного ценообразования, а акцизный сбор за счет дифференциации ставок существенно влияет на структуру рыночных цен и уровень потребления подакцизных товаров;

- в отличие от стабильных и равномерных поступлений в бюджет от НДС, доходы от акцизного сбора меньше по объему и наиболее рискованные по показателям стабильности поступления;

- по сравнению с налогом на добавленную стоимость акцизный сбор считается более справедливым, поскольку подакцизные товары потребляются в основном найзабезпеченішими слоями населения.

В состав налоговых поступлений четвертой группы принадлежит также плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности и плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности. Объектом патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности является торговая деятельность за наличные средства и с использованием других форм расчетов и кредитных карт на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей (включая операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с кредитными карточками), а также деятельность по оказанию услуг в сфере игрового бизнеса и бытовых услуг. Торговый патент за плату получают юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют статуса юридического лица, резиденты и нерезиденты, занимающихся указанными видами предпринимательской деятельности.

Для упорядочения развития предпринимательства законодательно определено лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности. Правила и условия лицензирования устанавливает Лицензионная палата Украины. По ее представлению Кабинет Министров Украины утверждает перечень органов, которым предоставляется право на выдачу лицензий для осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. Для упорядочения выдачи лицензий создан Единый лицензионный реестр, в который направляется электронная информация о выданных лицензиях и изменения в сведениях о субъектов предпринимательской деятельности.

Пятая группа налоговых поступлений объединяет налоги на международную торговлю и внешние операции: ввозная пошлина; вывозная таможенная пошлина; средства, полученные за совершение консульских действий; прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Пошлина - косвенный налог, который взимается при пересечении таможенной границы Украины, то есть с импорта, экспорта и транзита товаров. Упомянутый налог включается в цены на товары и оплачивается за счет покупателя. Ставки пошлины единые для всех субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от формы собственности, организации хозяйственной деятельности и территориального расположения. Установление таможенных льгот и изменение ставки пошлины осуществляет Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров.

В Украине применяются такие виды пошлин: ввозная (импортная), вывозной (экспортной), транзитный, сезонное, специальное, антидемпинговое, компенсационное. Пошлина на товары и другие предметы, подлежащие таможенному обложению, начисляются на основе их таможенной стоимости, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения таможенной границы Украины. При определении таможенной стоимости в нее включают цену товара, указанную в счете-фактуре, и фактические расходы, не включенные в счета-фактуры: на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхования до пункта таможенной границы; комиссионные и брокерские; плату за использование объектов интеллектуальной собственности и т.д. По методами начисления применяются такие виды пошлин: адвалорные (начисляется в процентах к таможенной стоимости товаров, облагаемых пошлиной); специфическое (начисляется в установленном денежном размере на единицу товара); комбинированное (объединяет оба вида упомянутого таможенного обложения).

Пошлина начисляется таможенным органом Украины согласно ставок единого таможенного тарифа и уплачивается в валюте Украины, так и в иностранной валюте. Пошлина зачисляется в доходы Государственного бюджета.

Источником доходов Государственного бюджета также выступают консульские сборы. Они взимаются за оформление ввозных документов для въезда в Украину, которые предоставляются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины. Консульские сборы включают поступления за автоматизированную обработку визовой анкеты, оформление визы, продление срока действия визы, предоставление визовой поддержки, другие визовые операции.

Шестая группа налоговых поступлений объединяет другие налоги, в частности: группы местных налогов и сборов; фиксированный сельскохозяйственный налог, единый налог для субъектов малого предпринимательства; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Фиксированный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены с целью упрощения системы налогообложения в сфере сельского хозяйства и упрощения механизма уплаты налогов сельскохозяйственными товаропроизводителями. Плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога в 2005 г. может быть субъект хозяйствования, который осуществляет деятельность в области сельского хозяйства (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и рыболовные хозяйства), и может доказать, что сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за 2004, p. превышает 75% общей суммы валового дохода предприятия. Плательщики данного налога не платят земельный, транспортный и коммунальный налог, сбор за геологоразведочные работы, плату за приобретение торгового патента, а также сбор за специальное водопользование независимо от направления использования водных ресурсов.

Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога определенные суммы перечисляют в местный бюджет по месту расположения земельного участка.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства введена для таких его субъектов:

- физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 5000 тыс. грн.;

- юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год средняя учетная численность работников не превышает 50 лиц и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. грн.

Субъекты малого предпринимательства - физические лица имеют право самостоятельно выбрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения свидетельства об уплате единого налога. Ставка этого налога устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять менее 20 грн. и более 2000 грн. в месяц. В случае, когда физическое лицо - субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, она должна приобрести одно свидетельство и уплачивать единый налог, не превышает установленной максимальной ставки. Когда плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда или при участии в предпринимательской деятельности членов его семьи, ставка единого налога увеличивается на 50% за каждое лицо. Субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо, которое платит единый налог, - освобождается от обязанности начисления, удержания и перечисления в государственные целевые фонды сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства платят субъекты предпринимательской деятельности, которые реализуют в оптовой и розничной торговле и в сфере общественного питания алкогольные напитки и пиво, включая импортируемые. Базой налогообложения служит выручка от реализации алкогольных напитков и пива, полученная на каждом этапе реализации в оптовой и розничной торговле, в сфере общественного питания. Ставка сбора составляет один процент от базы налогообложения.



Назад