Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

7.4.1. Семен Десницкий - единомышленник Адама Смита


"Семен Єфимів сын Десницкого, родом с Украины, из Нежинских мещан" в 1761 г. прибыл в Глазго (Шотландия) для обучения в местном университете, в котором преподавал моральную философию уже хорошо известный на то время Адам Смит. Знаменитый шотландец полюбил юношу с казацкой страны, который стал первым сторонником смітівських идей не только в Украине, но и во всей Российской империи. В докладе на публичных собраниях Московского университета "Слово о прямой и ближайший путь к изучению юриспруденции" 30 июня 1768 г. С. Десницкий сослался на выгоды от торговли, науки и промышленности, развивающихся в Великобритании.

В противовес Вольтеру, который считал, что империю можно расширять и укреплять лишь вооруженной силой, С. Десницкий придавал особого значения торговли. "Купечеством, - писал он, - больше народу укрепится и объединится, чем неким другим средством. Неопровержимым доказательством является вся Европа, в которой сейчас совершенно невозможно победителю завладеть всей государством или полностью разрушить ее, потому что другие государства, будучи в взаимному между собой купечестве, перед объявлением войны протестуют против зачинщика".

Придавая большое значение торговли, купечеству в развитии государств и народов, все-таки надо согласиться с утверждениями, что "учение о собственность занимает центральное место в системе социологических, экономических и юридических взглядов Десниць-кого". Он рассматривал различные аспекты собственности, ее генезис, генетику, национальные особенности, функцию на разных этапах общественного развития, начиная от самых примитивных хозяйственных форм. Владелец, отмечал С. Десницькии, заботится о своем будущем, боясь, чтобы оно не было разрушено насилием, обманом или расточительством. Ученый придерживался взгляда, согласно которому собственность - это категория общественного развития; никакого понятия о собственности в "натуральном виде" люди не имели.

Немало места в правоведческих исследованиях С. Десницкий отводил моральной философии, заняв позицию относительно нее своих учителей. Понятно, что он в совершенстве знал англоязычную литературу. В Британии, замечал он, выдано больше, чем где, политических, метафизических и морально-нравоучительных произведений. В частности, в этом участке прославились Гоббс, Комберланд, Мандель, Лок, Баркле, Болінброк, Сидне, Гарінґтон, Гатчесон, Дэвид Г'юм и "господин Смит". "В моем понимании, - писал С. Десницкий, - господина Смита морально-поучительная философия ближе с натуральной юриспруденцией соединена, чем все другие системы этой науки". В этих словах чувствуется завидная приверженность ученика к взглядов своего учителя.

Подробно анализируя "натуральную юриспруденцию", ученый отмечал, что важным является предметом исследования благосостояния граждан, их обустройство, внедрение мануфактур, содействия коммерции, организации банков и монеты. Поскольку земля как недвижимое имущество всегда во всех государствах считается надежным сокровищем, то право должно учитывать "лучшие средства, чтобы усовершенствовать земледелие". Не обошел С Десницкий таможенных и других экономических дел, что ими должно заопікуватися право в государстве.

С. Десницкий исследовал связь славы, почестей, привилегий с собственностью, которая является экономической основой власти. Собственность и власть ведут к отрицанию человеколюбия.

Понятие о собственности имущества в различных условиях существования С. Десницкий изложил 21 апреля 1781 г. Опираясь на тогдашний уровень науки, ученый не соглашался с теми природознавцями, которые считали, что развитие в обществе, как и в природе, проходит стадии детства, юности, возмужания и зрелости.

Древние исследователи выделяли четыре стадии развития человечества: 1) существование за счет ловли зверей и собирательства; 2) скотоводство; 3) земледелие; 4) коммерция. С. Десницкий придерживался преимущественно этого чотиристадійного разделения развития цивилизации, выясняя особенности понятия поместной собственности на каждой из них. "Собственность, - писал он, - за самыми высокими понятиями нынешних самых образованных народов содержит в себе: 1. Право употреблять свою вещь по собственной воле. 2. Право возвращать свою вещь от каждого, кто завладел ею не праведно. 3. Право отчуждать свое дело, кому кто хочет, при жизни и по смерти".

С. Десницкий был защитником частной собственности. Любое покушение на собственность он считал наибольшую бесчеловечности и требовал "наказание такого вора". "Лишить человека владения или помешать ей в использовании своей вещи - явное беззаконие", - твердил С. Десницкий.

На начальной стадии общественного развития, когда люди, чтобы прокормиться, охотились на диких животных и собирали плоды, не было четкого понятия о собственности. Другие народы имели еще недостаточное представление о собственности, так кочевали и не были привязаны к одной местности.

Коренным образом изменилась ситуация в народов, живших полеводства. От пребывания на месте "земля делается более удобреною", "народы могут запастись плодами земными и нужными орудиями для удобрения земли и снятия плодов с нее...

В таком земледельческому состоянии каждый человек обрабатывает землю, прилегающем к ее жилья и, естественно, желает за обладание ею получить исключительное право и навсегда право собственности".

С развитием торговли утверждались частнособственнические взгляды. Коммерческий состояние народов украинский ученый описал в значительной степени под влиянием виденного в Великобритании. Он, по А. Смитом, положительно оценил развитие ремесла и разделение труда, от которого народы получили экономические выгоды. В коммерческом состоянии народов право собственности "приобретает несравненно большей силы: (а) от владение новыми власностями в разных вещах; (б) от умножение в народов образовательных обычаев; (в) от большего понимания общей пользы, что происходит от утверждения собственности, которая повсюду имеет успех, но особенно "действует в коммерческом состоянии народов". В коммерческих обществах, отмечал С. Десницкий, собственность на вещь основывается преимущественно на работе, тогда как земельные угодья принадлежат семье и имеют другую природу.

С. Десницкий предложил систему мер, направленных на облегчение налоговых тяжб для низших слоев населения. Он советовал размер налогов согласовать с имущественным положением. "Рассудительность и справедливость, - писал ученый, - требуют, чтобы, насколько возможно, налоги были установлены по неравенством положения и, если так можно сказать, чтобы они менялись по геометрической прогрессией".

Далее он предлагал во всех случаях: 1) избегать монополий; 2) не накладывать пошлины на всякие внутренние товары; 3) над перекупщиками иметь строгий надзор. Ученый считал, что развитие земледелия и торговли делает народ обеспеченным, способным вовремя платить налоги. В этих рассуждениях чувствуется отзыв фізіократичної концепции, в которой надлежащее место занимало земледелие. Она, кстати, не противоречила украинской ментальности С. Десницкого, который вышел из народа, что с большим уважением относился к земледелию.

Научно-творческая деятельность С. Десницкого длилась 20 лет. В 1783 г. его избрали действительным членом Российской академии; 1787 года он подал в отставку, а 1789 года - умер.



Назад