Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

4.5. Государственные целевые фонды


Основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства является бюджет. Средства бюджета обезличенные, они обеспечивают реализацию функций государства. В то же время у государства могут возникать определенные потребности, которые имеют особое значение. Такие потребности должны иметь соответствующее гарантированное финансовое обеспечение. С этой целью государство создает фонды целевого назначения.

По своей экономической сущности государственные целевые фонды - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства с целью использования государственных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей общества, материального стимулирования членов общества путем пенсионного обеспечения, социальной защиты населения, развития научно-технического потенциала государства.

Основное назначение государственных целевых фондов заключается в следующем:

а) обеспечении социальной защиты населения путем выплаты субсидий, пенсий, финансирование социальной инфраструктуры;

б) содействии экономическому подъему государства через финансирования, субсидирования, кредитование отечественных предприятий;

в) финансировании природоохранных мероприятий;

г) предоставлении займов, кредитов.

Формирование доходов государственных целевых фондов происходит за счет следующих источников:

а) бюджетное финансирование;

б) обязательные отчисления юридических и физических лиц;

в) доходы от инвестирования собственных средств;

г) добровольные взносы, спонсорская помощь;

д) другие источники.

Государственные целевые фонды делятся на целевые бюджетные фонды (фонды, которые включаются в состав Государственного бюджета) и государственные внебюджетные фонды (фонды, которые не включаются в состав Государственного бюджета).

Под целевыми бюджетными фондами следует понимать денежные фонды, образованные в составе бюджетов различных уровней государства за счет целевых источников средств и используются на финансирование определенных затрат общегосударственного и местного значения под контролем фискальных органов государства. Например, платежи в Фонд Ук раины социальной защиты инвалидов, сбор за загрязнение окружающей природной среды, целевые фонды, образованные Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и местными органами исполнительной власти.

Реформирование системы финансов Украины в начале 90-х годов привело к появлению новой звена общегосударственной системы финансов - внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют такие социальные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Специфика внебюджетных фондов заключается в закреплении источников их доходов и, как правило, их строгое целевое использование. Источниками формирования внебюджетных фондов являются: специальные налоги и сборы, ассигнования из государственного и местных бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Поступления могут формироваться также от капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов в форме покупки ценных бумаг, инвестирования и т.д.

В управлении и контроле за средствами бюджетных и внебюджетных фондов есть определенные различия. Во-первых, использования средств бюджетных фондов регламентируется законодательством и органами власти, а использование средств внебюджетных фондов - законодательством и исполнительными дирекциями фондов, при этом есть реальная возможность использования средств в оперативном режиме. Во-вторых, контроль за деятельностью и использованием средств бюджетных фондов осуществляет Верховная Рада Украины, а внебюджетные фонды не подлежат контролю со стороны законодательных органов. Контроль осуществляется налоговыми инспекциями, финансовыми отделами и исполнительными дирекциями фондов.*

*Количество государственных целевых фондов в составе Государственного бюджета уменьшается, соответственно уменьшаются и суммы их доходов. Так, в 1998 году доходы целевых фондов составили 4'408,9 млн. грн. (4,2% от ВВП), а в 2002 г. - 477,9 млн. грн (0,2% от ВВП). В настоящее время в состав Государственного бюджета включен Фонд Украины социальной защиты инвалидов и Фонд охраны окружающей природной среды.

Для обеспечения эффективности системы доходов бюджета все более очевидной становится необходимость научно обоснованной концепции доходов. Чтобы обеспечить надлежащее развитие экономики Украины, необходимо учитывать особенности и последствия системы государственного регулирования экономических и социальных процессов, которые были в прошлом, и прогрессивный зарубежный опыт.

Усовершенствование системы доходов должно происходить поэтапно, путем соответствующих преобразований действующих доходов. Основными направлениями этого процесса должны быть:

- научно обоснованная государственная политика доходов и ее законодательное закрепление в соответствующих правовых документах;

- система налогообложения является частью механизма государственного регулирования развития экономики государства. Необходимо усилить налоговые методы регулирования темпов и пропорций развития экономики. Государство должно непосредственно влиять на все составляющие процесса производства - оплату труда, формирования и использования внеоборотных и оборотных активов, уровень рентабельности и т.д.;

- изменения в системе налогообложения должны осуществляться одновременно с реформированием системы оплаты труда, пенсионного обеспечения, совершенствованием социальной сферы.

Усовершенствование системы доходов бюджетов сопровождается эффективными структурными мерами, направленными на достижение необходимой результативности политики доходов. К ним относятся:

- изъятие расчетов в неденежной форме и разнообразных взаимозачетов из практики исполнения бюджетов всех уровней;

- отмена реструктуризации или списания задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам), а также установление моратория на предоставление льгот в налогообложении;

- уменьшение объема просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней за счет существенного улучшения состояния сбор налогов и неналоговых поступлений на основе применения современных технологий администрирования;

- расширение неналоговых форм и методов мобилизации доходов бюджетов и увеличение этих доходов за счет аренды государственного имущества, дивидендов от доли государственной собственности в акционерных предприятиях, продажи государственного имущества;

- экономическое обоснование разграничения доходов, зачисляемых в государственный и местные бюджеты, расширение прав органов местного самоуправления в сфере мобилизации доходов бюджетов.



Назад