Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

5.3. Экономическое содержание и функции налогов


Налоги как обязательный элемент экономической системы государства возникли и развивались вместе с государством. Исторический процесс формирования системы налогообложения прошел путь от добровольного жертвоприношения в древнейших формах государственной организации через временное получения в средневековье вплоть до XIX в. в форме помощи идо обязательного, принудительного и всеобъемлющего характера в условиях развитой рыночной экономики.

Функционирования современного государства нельзя представить без налоговой системы. Она является не только источником образования централизованных финансовых ресурсов, но и самым эффективным средством перераспределения доходов физических и юридических лиц и инструментом непосредственного влияния на развитие общественного производства. В связи с этим налоги необходимо рассматривать в следующих аспектах:

а) по экономическому содержанию;

б) формой выявления;

в) нормативно-правовым режимом обеспечения.

По экономическому содержанию налоги оказываются в финансовых отношениях государства с физическими и юридическими лицами относительно принудительного изъятия части доходов с целью формирования финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Такое изъятие части доходов осуществляется на основе одностороннего движения финансовых ресурсов от налогоплательщиков к государству.

По форме выявления налоги являются особым видом обязательных платежей. Они отличаются от других обязательных платежей по таким признакам:

а) налоги изымаются на условиях невозвратности и бесплатности;

б) односторонність установления объема уплаты налога без предварительного согласования с плательщиками;

в) уплата налога происходит лишь в бюджет;

г) получение денежных средств в форме налогов не имеет конкретного целевого назначения;

д) налоги являются неотъемлемым атрибутом государства и базируются на государственных актах высшей юридической силы.

За нормативно-правовым режимом обеспечения налоги относятся к обязательных платежей, поступающих в Государственный бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки. Согласно Конституции Украины система налогообложения устанавливается только Законом Украины. Поэтому все налоговое законодательство соответствует Конституции Украины и создает основу для совершенствования системы налогообложения.

Кроме налогов, обязательных платежей относятся различные виды плат денежных средств в пользу государства в форме плат, отчислений и сборов.

Плата как отдельный вид обязательных платежей предусматривает эквивалентности отношений по возмещению государству за пользование государственными прерогативами в форме ресурсов: плата за воду, плата за землю и т.д. Величина платы зависит от размера используемых ресурсов и может относиться на себестоимость или уплачиваться с прибыли. По экономическому содержанию плата не отражает перераспределения доходов и поэтому непосредственно не относится к налогам.

Отчисления в отличие от налогов предусматривают целевое направление платежей: взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонда содействия занятости и др.

Собрание отличаются от налогов тем, что имеют разовый и случайный характер и являются небольшими по размерам. Они собираются по месту событий: рыночный сбор, гостиничный сбор, сбор за право проведения кино - и телесъемок и т.д.

Суть налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют фискальную, распределительную и регулирующую функции.

Фискальная функция является определяющей в характеристике сущности налогов. С ее помощью обеспечивается формирование финансовых ресурсов государственного бюджета, которые являются материальной базой государства для выполнения своих функций. В то же время налоговые поступления должны быть постоянными и стабильными и равномерно распределяться в пространстве и времени.

Постоянство означает, что налоги должны поступать в Государственный бюджет в порядке и равномерно в установленные сроки. Поскольку за счет налогов обеспечиваются соответствующие расходы государства, то сроки поступления налогов должны согласовываться со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность налоговых поступлений определяется гарантией того, что их предусмотрен объем будет получено полностью.

Равномерность поступления налогов в пространстве и времени означает, что для обеспечения финансирования необходимых расходов финансовые ресурсы необходимы в определенное время и в определенном регионе. Без такой равномерности возникает потребность в перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами. Последнее затрудняет деятельность соответствующих исполнительных органов относительно регионального самоуправления и самофинансирования.

С помощью распределительной функции налогов обеспечивается формирование доходов бюджета с последующим их направлением на финансирование различных мероприятий государства. Именно с ее помощью устанавливаются пропорции распределения финансовых ресурсов между налогоплательщиками и государством.

Экономическое содержание регулирующей функции заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет систематический и целенаправленный влияние на все стороны деятельности плательщиков. Наиболее эффективной формой проявления регулирующей функции налогов является предоставление льгот отдельным налогоплательщикам или полное освобождение от налогообложения отдельных видов налогов или отдельных физических или юридических лиц.

Все функции налогов действуют в единстве с одновременным соответствующим регулирующим влиянием на его субъекты:

- как фискальный рычаг налоги обеспечивают формирование доходов бюджета;

- как распределительный рычаг налоги обеспечивают направление финансовых ресурсов Государственного бюджета на выполнение стратегических и тактических задач, определенных финансовой политикой государства;

- как регулирующий рычаг налоги обеспечивают целенаправленное влияние на развитие общественного производства и общественных отношений в государстве.



Назад