Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

5.5. Система налогов и налоговые платежи и их классификация


Налоги непосредственно связанные с функционированием государства. Для их мобилизации произведено различные виды налогов и методы налогообложения. Налоги и налоговые платежи отличаются по: наименованию, форме содержание, методом и элементами налогообложения. Все они выступают средством изъятия у физических и юридических лиц определенной части их доходов в пользу государства. Все налоги классифицируются по следующим признакам: по форме налогообложения, по экономическому содержанию объекта налогообложения в зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, за способом изъятия (взыскания), по способу зачисления налоговых поступлений и в зависимости от субъекта налогообложения.

1. По форме налогообложения все налоги делятся на прямые и непрямые.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно для платника. их размер зависит от объема объекта налогообложения и уплачивается за его счет. За этой формой налогообложения больше платят те физические и юридические лица, которые имеют больший объект налогообложения (доход, имущество и т.п.). Немало экономистов мира признают самым справедливым прямое налогообложение. В то же время сложность механизма их содержание со значительными на то расходами государства и другими факторами обусловливают применение косвенных налогов.

Косвенные налоги устанавливаются в ценах на товары и услуги и оплачиваются за счет ценовой надбавки. их размер не зависит от объема доходов такого плательщика налога. Поскольку косвенные налоги включаются в цен на товары и услуги, то их больше платят те субъекты общества, кто больше потребляет. Поэтому косвенные налоги считаются наиболее несправедливыми. В то же время налоги, которые реализуются с помощью цен, позволяют выполнять такие социально-экономические функции:

- налоги в цене является одним из главных источников формирования доходов государственного бюджета;

- влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению;

- может быть фактором регулирования уровня цен, средством влияния на их динамику;

- такие налоги способствуют осуществлению регулирующего влияния на доходы различных социальных групп населения.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, пошлина.

2. По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.

Налоги на доходы удерживаются с доходов физических и юридических лиц. Объектами налогообложения выступает заработная плата, прочие доходы физических лиц и прибыли или валовой доход юридических лиц. Налоги на потребление уплачиваются физическими и юридическими лицами в форме косвенных налогов при покупке товаров. Налог на имущество устанавливается при наличии у физического и юридического лица движимого или недвижимого имущества и имущества, которое передается и получается в наследство.

3. В зависимости от уровня государственных структур, которые вводят налоги, последние делятся на общегосударственные и местные.

Общегосударственные налоги ставят высшие органы власти. их содержание является обязательным по единым ставкам на всей территории Украины. Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления. Они могут быть в форме надбавок к общегосударственных налогов, могут вводиться местными органами по перечню налогов, устанавливаемых высшими органами, а также могут внедряться местными органами без ограничений со стороны центральной власти. Местные налоги являются обязательными к уплате по установленным ставкам лишь на определенной территории. Они поступают исключительно в местных бюджетов.

4. По способу извлечения (взыскания) налоги могут быть раскладными и окладними.

Механизм взимания раскладных налогов базируется на потребностях для финансового обеспечения определенных затрат. Общий объем налога определяется в зависимости от потребностей. Затем он разлагается на отдельные части по административно-территориальными единицами, а дальше - между непосредственными плательщиками. Окладні или квотарні налоги удерживаются по определенным ставкам, исходя из четко определенного объекта налогообложения. их величина определяется не потребностями финансирования, а возможностями уплаты.

5. По способу зачисления налоговых поступлений налоги делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленными есть налоги, которые на длительный период полностью или частично закрепляются за конкретным бюджетом как источник доходов. Регулирующими есть налоги, которые могут зачисляться в разных бюджетов. Регулирующими налогами в основном выступают общегосударственные налоги.

6. В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги с юридических лиц (налог на прибыль, коммунальный налог и т.п.), налог с физических лиц (налог на доходы физических лиц, сбор с владельцев собак и т.д.) и смешанные налоги (плата за землю, налог с владельцев транспортных средств и др.).

Каждый налог характеризуется специфическими признаками, социально-экономическим и функциональным назначением и занимает отдельное место в системе налогообложения.



Назад