Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

6.1. Экономическое содержание расходов бюджетов в Украине, их состав и структура


Расходы бюджетов различных уровней отображают экономические отношения, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов государства и их использованием по отраслевому, территориальному и целевому назначению. Это денежные средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующими бюджетами. Расходы бюджетов непосредственно связаны с доходами. С одной стороны, объем расходов ограничивается бюджетными поступлениями, то есть доходами, которые определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы могут влиять на доходы, способствуя развитию производства, научно-техническому прогрессу.

Расходы бюджетов классифицируются по четырем признакам:

а) функциональная классификация;

б) экономическая классификация;

в) ведомственная классификация;

г) программная классификация.

Функциональная классификация осуществляется в соответствии с основных функций государства. При этом выделяются три уровня функциональной классификации:

- первый уровень - разделы, определяющие расходы бюджетов на осуществление общих функций государства (общегосударственные функции, оборона, общественный порядок и т.п.);

второй уровень - подразделения и группы, конкретизирующие направления направления средств бюджета на осуществление соответствующих функций государства, Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в пределах соответствующих разделов (раздел «Общегосударственные функции», подразделение «Финансовая и фискальная деятельность», «Внешнеэкономическая деятельность» и др.);

- третий уровень - отображает целевые расходы по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах соответствующих подразделений (раздел «Общегосударственные функции» - первый уровень, подразделение «Финансовая и фискальная деятельность» - второй уровень, конкретные направления направления средств главных распорядителей кредитов: отдельные государственные налоговые администрации - третий уровень).

Экономическая классификация расходов бюджетов отражает предметно-целевое назначение средств. Она определяет четыре группы конкретного направления средств:

а) текущие расходы, которые отражают все платежи бюджета, которые направляются на текущие цели. Текущие расходы - это расходы бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов управления в бюджетном году и расходы на финансирование мероприятий по социальной защите населения и т.д.;

б) капитальные расходы, которые направляются на приобретение основного капитала, создания государственных запасов и резервов, земли и нематериальных активов, а также капитальные трансферты;

в) нераспределенные расходы, которые являются расходами из резервных фондов Кабинета Министров Украины и фондов непредвиденных расходов Совета Министров Автономной Республики Крым, областных и местных администраций, исполкомов местных советов;

г) кредитование за вычетом погашенных средств, которые отражают платежи бюджетов всех уровней с целью проведения экономической политики, в результате чего у них возникают финансовые требования в других субъектов хозяйственной деятельности. При осуществлении кредитования обязательным условием является обязательства по возврату денежных средств.

Ведомственная классификация расходов бюджета дает возможность в каждой группе бюджетных расходов выделить непосредственных распорядителей средств: конкретное министерство, государственный комитет, государственное ведомство или иное юридическое лицо, которому выделяются ассигнования из бюджета.

Бюджетное финансирование - это форма централизованного выделения финансовых ресурсов юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование осуществляется по следующим принципам:

- целевой характер использования бюджетных средств;

- получение максимального эффекта от использования бюджетных средств на основе нормирования расходов и минимального объема государственных расходов относительно получения результата;

- сочетание собственных, кредитных и бюджетных источников финансирования;

- необратимость и бесплатности предоставления бюджетных средств.

Бюджетное финансирование может осуществляться в следующих формах:

а) сметное финансирование отдельных бюджетных программ - заведений, учреждений и организаций бюджетной сферы;

б) трансферты населению;

в) бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты на уплату налогов;

г) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

д) бюджетные инвестиции в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

есть) бюджетные ссуды государственным внебюджетным фондам;

есть) распределение межбюджетных трансфертов в форме дотаций выравнивания, субвенций, дотаций;

ж) кредиты иностранным государствам.

Программная классификация расходов бюджетов применяется при формировании бюджетов по программно-целевому методу и ежегодно определяется в Законе «О Государственном бюджете Украины». Обязательным условием формирования программной классификации расходов Государственного бюджета является привязка конкретной бюджетной программы к функциональной классификации. Последнее обеспечивает возможность автоматического группировка показателей бюджетных программ по функциональной классификации.

За основу определения бюджетной программы в основном берутся бюджетные назначения отдельного главного распорядителя по функциональной классификации, оказывается его организационная структура, определяется цель бюджетной программы, которую необходимо достичь, и задачи, которые нужно выполнить для достижения определенной цели за счет средств бюджетного финансирования.

Расходы Государственного бюджета Украины на финансирование мероприятий экономического и социального развития государства включают:

- финансирование общегосударственных централизованных программ поддержания жизненного уровня населения и мер по социальной защите населения;

- финансирование мероприятий в области образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения и молодежной политики;

- финансирование производственного и непроизводственного строительства, геологоразведочных и проектно-поисковых работ;

- содержание национальной обороны;

- охрану окружающей среды;

- содержание правоохранительных и таможенных органов, органов Государственного казначейства, налоговой и контрольно-ревизионной службы, службы защиты прав потребителей;

- содержание органов государственного управления: законодательной, исполнительной, судебной власти и прокуратуры;

- финансирование внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;

- выплата всех видов пенсий, денежных средств, направленных на защиту граждан, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы, выплата пособия по безработице, на профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения и меры для создания дополнительных рабочих мест;

- создание и пополнение государственных материальных и финансовых резервов;

- обслуживание внутреннего и внешнего долгов и их возврата;

- другие мероприятия, которые финансируются из Государственного бюджета Украины в соответствии с действующими законами Украины.

В Государственном бюджете Украины в обязательном порядке предусматривается резервный фонд Кабинета Министров Украины в размере до 1% объема расходов общего фонда Государственного бюджета Украины с целью финансирования непредвиденных расходов в народном хозяйстве для социально-культурных и других мероприятий, которые не могли быть перед наблюдаемыми при утверждении Государственного бюджета. Более предусмотрены расходы в бюджете образуется оборотная кассовая наличность. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении Государственного бюджета.

Состав расходов республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов формируется, исходя из мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджетов каждой административно-территориальной единицы. В згрупованій форме их можно отразить в таких расходах:

- финансирование учреждений и органов образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры, молодежных организаций, социального обеспечения и социальной защиты населения, находящихся в ведении исполнительных органов власти Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а также социально-культурных мероприятий в соответствии с возложенных на эти органы власти функций;

- содержание органов власти Автономной Республики Крым, местных органов государственной власти и самоуправления;

- финансирование предприятий и хозяйственных организаций, входящих в состав местного хозяйства и природоохранных мер;

- финансирование других мероприятий из республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов в соответствии с законодательством Украины.

Расходы бюджетной системы Украины делятся на три группы:

а) расходы, осуществляемые за счет средств Государственного бюджета и не могут быть переданы на исполнение в Автономную Республику Крым и другим местным бюджетам. Они включают расходы на обеспечение конституционного строя государства, государственной целостности и суверенитета, надлежащего судопроизводства и др.;

б) расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на исполнение в Автономную Республику Крым и другим местным бюджетам с целью обеспечения наиболее эффективного их выполнение;

в) расходы, обусловленные реализацией прав и обязанностей органов власти Автономной Республики Крым и местных органов власти, имеющих местный характер.

Структура основных статей расходов Государственного бюджета Украины приведена в приложении Б.

Расходы сводного бюджета Украины в 2001 г. составили 55,5 млрд. грн. (27,2% к ВВП), в 2002 г. - 60,3 млрд. грн. (26,7% к ВВП), в 2003 г. - 75,8 млрд. грн. (28,7% к ВВП). Расходы на социально-культурные мероприятия в 2003 г. составили 52,4%, на поддержку промышленности, энергетики и строительства - 4,1%, на содержание национальной обороны - 5,9%. Приведенные данные показывают, что динамика текущих расходов Государственного бюджета Украины имеет тенденцию к росту. Особенно увеличились расходы на управление: в 2003 г. по сравнению с 2001 г. они выросли на 6,5 пунктов. Абсолютная сумма расходов на управление за указанный период выросла на 6279,1 млн. грн. или более чем в два раза.

Законом Украины «О Государственном бюджете» утверждается перечень защищенных статей расходов, которые отражают приоритеты бюджетной политики и выполнение которых обязательное и первоочередное. Так, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины» на 2005 г. предусмотрено следующий перечень защищенных статей расходов:

- оплата труда работников бюджетных учреждений;

- начисления на заработную плату;

- приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

- обеспечение продуктами питания;

- выплата процентов по государственному долгу;

- трансферты населению;

- трансферты местным бюджетам.

Кроме того, определено защищенными расходами Государственного бюджета Украины на 2005 г. расходы на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих, реформирование и развитие Вооруженных Сил Украины, разведывательную деятельность, обеспечение сохранности и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов вооружения, ракет и боеприпасов Вооруженных Сил Украины, утилизацию обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения и использования, обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и реабилитации, а также расходы на подготовку кадров высшими учебными заведениями И- IV уровня аккредитации, фундаментальные и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы.



Назад