Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

6.2. Расходы бюджетов и их роль в финансовом обеспечении потребностей экономического и социального развития общества


По экономической сущности расходы бюджетов отражают распределительные и перераспределительные процессы централизованного фонда денежных средств государства и их целевое использование для обеспечения общественных потребностей. Они направляются на удовлетворение важнейших потребностей общества в развитии экономики и социальной сферы, государственного управления, обороны, обеспечения общественного порядка, безопасности государства и судебной власти. Расходы бюджетов в значительной мере характеризуют уровень обеспечения потребностей деятельности государства.

Расходы бюджетов отражают количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика определяется объемом финансовых ресурсов, что обеспечивает уровень удовлетворения потребностей общества в соответствии с определенной экономической политики. Качественная характеристика дает возможность выявить общественное назначение каждого вида бюджетных расходов и уровень эффективности их направления. Конкретные виды бюджетных расходов и их величина предопределяют ту роль государства, которую она выполняет в функционировании экономики общества и осуществлении социальных преобразований.

По своим общественным назначением состав и структура расходов бюджетов Украины характеризуются данными, приведенными В приложении В.

Данные В приложении показывают, что доля расходов сводного бюджета Украины к ВВП за 2001-2003 гг. колеблется в пределах 26,7-28,7%. В то же время мировой опыт убеждает, что с развитием рыночных отношений роль государства в распределительных процессах должно расти. В большинстве развитых стран мира через расходы бюджетов перераспределяется от 30 до 60% валового внутреннего продукта. Определение оптимального соотношения перераспределения ВВП через расходы бюджетов и нахождения взвешенных форм и методов этого перераспределения в Украине составляет одну из важных проблем современного развития.

Структура расходов бюджетов и их доля в ВВП в значительной степени отражает основные направления деятельности государства. Главное направление этой деятельности имеет социальный характер. Именно расходы бюджетов на социальные мероприятия, которые включают социальную защиту и социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, духовное и физическое развитие, являются приоритетными в Украине. В 2003 г. они составляли 15% ВВП. Объем средств бюджетов, направленных на финансовое обеспечение мер по решению социальных проблем и программ, ежегодно увеличивается. Приведенные данные показывают, что их объем в структуре расходов бюджета с 2001 г. по 2003 г. вырос на 6,4 пункта и в 2003 г. составили 52,4% расходов сводного бюджета, а рост в абсолютной сумме составляет 14172,0 млн. грн. Устойчивая динамика увеличения расходов на социальные мероприятия характеризует усиление социальной направленности бюджета.

Доминирующая направленность деятельности государства в социальной сфере в Украине играет особую роль для развития общества. Это обусловлено не только значительным снижением доходов подавляющего большинства населения с переходом Украины к рыночной экономике, но и традиционной ориентацией граждан на получение социальных услуг именно от государства. Главное направление деятельности в социальной сфере - снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, стимулирования опережающих темпов роста заработной платы, поэтапное приближение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму. Именно на это направлена деятельность современных правительственных структур. Динамика планового повышения минимальной заработной платы в 2005 г. характеризовался такими данными:

а) минимальной заработной платы с 01.01.05р. к 31.03.05 г. - 262 грн.

б) - с 01.04.05р. к 30.06.05 г. - 290 грн.

в) - с 01.09.05р. - 332 грн.

Объем прожиточного минимума с 20 января 2005 г. на одно лицо в расчете на месяц составляет 423 гривны, а для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения:

а) детей в возрасте до 6 лет - 376 гривен;

б) детей в возрасте от 6 до 18 лет - 468 гривен;

в) трудоспособных лиц - 453 гривны;

г) лиц, которые потеряли работоспособность - 332 гривны.

В 2005 г. значительно увеличилась государственная помощь семьям с детьми.

В частности, единовременное пособие при рождении ребенка с 01.04.05 г. составляет 22,6 прожиточных минимумов, то есть 8497,60 грн. Значительно увеличено пособие по уходу за ребенком до 3-х лет, помощь на детей одиноким матерям, одиноким усыновителям (вдовам, вдовцам), матери (отцу) в случае смерти одного из родителей, брак между которыми был расторгнут до дня смерти, имеющих детей до 16 лет. Позитивные изменения происходят в пенсионном обеспечении. Минимальная пенсия по возрасту при наличии страхового стажа (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) установлена на уровне прожиточного минимума (332,00 грн.), а максимальная - 33 грн. Такие размеры пенсий будут действовать до следующих соответствующих изменений.

В расходах сводного бюджета Украины за 2003 г. наибольшая доля приходится на образование 37,8%, на социальную защиту и социальное страхование - 32,6% и 24,5% - на здравоохранение. Расходы на культуру и искусство составляли 2,9% и 0,8%- расходы на физическую культуру и спорт и средства массовой информации.

Значительные расходы сводного бюджета Украины на социально-культурные мероприятия (52,4% расходов сводного бюджета Украины за 2003 г.) требуют повышения эффективности использования бюджетных средств и необходимость повышения уровня и качества услуг этих мероприятий. Последнее обусловливает необходимость установления оптимизации сети учреждений упомянутой социально-культурной сферы, которые финансируются из государственного и местных бюджетов. Очевидно, программы и мероприятия, которые не относятся к числу приоритетных, целесообразно перевести на финансирование за счет внебюджетных ресурсов. Важным является также определение перечня платных и бесплатных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями и организациями, и завершения процесса отделения государственных внебюджетных фондов, которые формируются: на страховой основе, от государственного бюджета. При этом целесообразным считается развитие страховых систем формирования социальных бюджетов.

Кроме социальных расходов, чрезвычайно важным является инвестиционная деятельность государства и поддержка приоритетных отраслей экономики, в частности структурной перестройки экономики. Украина сможет занять надлежащее место в Европе и мире при условии овладения инновационного пути развития, основы которого должны быть заложены в процессе структурной перестройки экономики. Только таким образом можно изменить сырьевой вектор развития экономических процессов, которая формируется в настоящее время. Поэтому основой стратегического курса государства, его базовым принципом должна стать реализация государственной политики, направленной на внедрение инновационной модели структурной перестройки и рост экономики, утверждения Украины как высокотехнологичной державы.

Ежегодно объем расходов на развитие таких отраслей, как угольная, сельское хозяйство, транспорт, имеет тенденцию к росту, хотя в целом расходы на экономическую деятельность государства уменьшаются (в связи с сокращением государственного сектора). Если в 1998 г. расходы на экономическую деятельность государства составили 19,2% всех расходов бюджета (5,8% от ВВП), то в 2002 г. - 12% (3,2% от ВВП).

Снижение ставок налогообложения предприятий и населения, выравнивание условий хозяйствования станет основным фактором утверждения в Украине инновационно-инвестиционной модели экономического развития. Отмены многочисленных льгот дает возможность выровнять условия хозяйствования для всех субъектов рынка. Внедрение справедливой конкуренции на рынке как для эффективных предприятий, так и для нерентабельных производств будет способствовать оздоровлению экономики через механизмы банкротства и санации. Как следствие, в экономике ускорится процесс переливания финансовых ресурсов с соответствующей активизацией инвестиционной деятельности.

Уже в 2004 г. должен был состояться переход от непосредственной активной роли государства в процессе производства к созданию условий для развития производства и частной инициативы. Это даст возможность сохранить достаточные темпы экономического роста и закрепить такую тенденцию в долгосрочной перспективе.

Активное влияние бюджетной системы на финансовые связи и потоки между секторами экономики - необходимое условие дальнейшего экономического роста. В свою очередь, финансовое оздоровление предприятий реального сектора экономики, создание благоприятных макроэкономических условий и проведение взвешенной налоговой реформы должны обеспечить стабильные и достаточные поступления в бюджеты.

Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить долю централизованных капитальных вложений из Государственного бюджета на приемлемом уровне от ВВП. В проекте бюджета на 2005 г. предложено распределение государственных капитальных вложений, которые будут направляться на строительство и реконструкцию, между главными распорядителями и за счет субвенций местным бюджетам на выполнение мероприятий по предупреждению аварий и предотвращению техногенных катастроф в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это нововведение обеспечивает прозрачную и четкую систему распределения государственных капитальных вложений в объектах именно на стадии планирования всех показателей проекта бюджета, а не после его утверждения, как это было в прошлые годы.

Важную роль играют расходы бюджета на общегосударственные функции, в частности, на государственное управление, фундаментальные исследования, обслуживание государственного долга.

На современном этапе общественного развития крайне необходимым задачей является создание эффективной системы государственного управления, которая бы соответствовала стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Эта система должна быть прозрачной, обеспечивать верховенство права, неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод человека, утверждение действенных механизмов общественного контроля за деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти. Важным следующей задачей является проведение конституционной реформы. В сочетании с административной реформой она должна устранить имеющуюся разбалансированность между тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Расходы бюджета на государственное управление должны согласовываться с задачами административной, конституционной реформ. Доля расходов на управление в общей сумме расходов сводного бюджета имеет тенденцию к росту: если в 1998 г. они составляли 5,0% сводного бюджета (1,5% от ВВП), то в 2002 г. - 6,9% (1,8% от ВВП).

Успешное решение задач социально-экономического развития в значительной степени зависит от дальнейшего ограничения долговой зависимости государства, особенно внешней. При этом решающее значение приобретает соблюдение принципа бездефицитности бюджета.

Расходы бюджета на обслуживание государственного долга имели тенденцию к росту до 2000 г., а начиная с 2001 г., они начали уменьшаться и составили в 2002 г. 5% расходов сводного бюджета (1,3% от ВВП). В общем, нужно выработать согласованную стратегию государства в вопросах заимствований, особенно внешних. Целесообразно законодательно запретить использование таких заимствований для финансирования текущих бюджетных расходов, предусмотреть после завершения программы расширенного финансирования перестройку отношений с МВФ, ограничив их только консультативными соглашениями.



Назад