Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

7.4.2. "Экономическая система" Михаила Балудянського


Среди экономистов классического направления в политической экономии видное место занимает сын греко-католического священника из украинского Закарпатья Михаил Балудянський (1769-1847). Имея восемь лет, Г. Балудянський начал учиться в гимназии, после окончания которой стал студентом философского факультета Королевской академии правоведения в Кошице. Окончив академию на отлично, продолжал обучения в Венском университете. После окончания университета Г. Балудянський обнял преподавательскую должность в Надьварадській академии, вскоре защитил докторскую диссертацию и стал деканом Пештская университета, а в 1804 году по приглашению Министерства образования Российской империи переехал в Петербург. В Императорском педагогическом институте М. Балудянський преподавал политическую экономию, финансы и дипломатику. Конспекты лекций и публикаций М. Балудянського под названием "Экономическая система" остались в истории экономической мысли.

В чем заключается научная сущность "Экономической системы". Балудянського, какие ее основные компоненты и значение? Отвечая на этот вопрос, необходимо рассмотреть содержание и структуру этой системы, которая дошла до нас в разных вариантах.

"Государственное (национальное. - С. 3.) хозяйство основывается, - писал Г. Балудянський, - на трех системах, первая из которых выражает богатство народа в деньгах, вторая - в непереработанных плодах земли, а третья - в меновой стоимости всех изделий". В этом контексте ученый рассматривает "систему, основанную на торговле", "систему экономистов" и "теорию Адама Смита, который базируется на труда и обмене".

Раскрывая "систему, основанную на торговле", Г. Балудянський отмечал таких ее принципах:

1) деньги как основное орудие торговли и мера всех ценностей составляют главное богатство народа;

2) основное правило заключается в ускорении оборота денег;

3) продуктивными называются только те классы, которые добывают деньги;

4) вся количество изделий равна величине потребления;

5) городские жители более от сельских связанные с денежными операциями.

Согласно этой теории основой коммерческой системы является приумножение денег. Государство выполняет роль отца семейства, который должен каждому определить некоторый вид деятельности. "Гражданин должен упражняться не в тех промыслах, от которых он получает больше прибыли, а в тех, которые приносят государству больше пользы". Основными критериями эффективности экономически-хозяйственной деятельности в такой системе является торговый баланс, сравнение импорта и экспорта. Когда объемы вывоза преобладают ввоз, то баланс считается государстве выгодным. Все недостатки хозяйственной деятельности на государственном уровне устраняются с помощью балансовых инструментов. Баланс при таких условиях, по мнению М. Балудянського, служит единственным критерием проверки правильности коммерческой политики. В системе этой политики первое место занимает внешняя торговля, а также пространственная, обратная и привозная торговля. Второе место принадлежит внутренней торговли, следующими является мануфактура и сельское хозяйство.

Меркантилістська концепция утверждает, что "количество народного богатства равна количества денег, находящихся в обращении, с приложением к тому бумажных денег, изобретенных кредиту". Промышленность призвана оживлять торговлю и способствовать накоплению денег. В частности, высоко ценятся те фабрики и мануфактуры, которые работают на экспорт. Очевидно, такими предприятиями должна постоянно заботиться государство. Земледелию, которое имеет поставлять промышленности сырье и продовольственные товары, отводится в этой системе последняя роль. Что касается потребителей, то они способствуют развитию указанных отраслей экономики, поэтому государство часто берет их под свою защиту.

М. Балудянський воспроизвел меркантилістську систему во всей ее многогранности. "По прямому смыслу правил, действующих в этой системе, - отмечал М. Балудянський, - привез любых товаров считается потерей; вывоз же любых товаров считается выгодой". Это, так сказать, стержень меркантилістської экономической системы. Ученый подробно раскрыл государственно-хозяйственный и управленческий механизм, который призван обеспечить эффективное функционирование меркантилістської системы, учитывая все ее аспекты. В Целом М. Балудянський был противником меркантилістської политики, не понимал, как с ее помощью государство может выйти из беды.

На смену меркантилістам во второй половине XVIII в. пришли физиократы с новой философией хозяйствования. М. Балудянський, проанализировав экономические взгляды физиократов, отметил, что в соответствии с их концепцией все происходит от земли. "Человек не творит ничего; природа - все; человек через свой труд придает плодам природы новый вид, и свое дело называет совершенствованием". Человек перерабатывает продукты природы, однако ничего к ним не добавляет, а лишь то, что сама потребила в процессе создания новой вещи. Итак, в результате искусственного возделывания количество природного изделия должна уменьшаться. Это особенно заметно в ремеслах и искусстве.

Существенно отличной труд земледельца. "Из недр земли он добывает то, чего раньше не было, он творит; дает обществу то, чего оно не имело и побуждает к тому же самую природу. Следовательно, труд земледельца всегда производит новые ценные предметы и приумножает естественное имущество". М. Балудянський с должной последовательности и обстоятельностью изложил учение физиократов. Вслед за ними он определил производительный и бесплодный классы (те, которые производят; те, которые не производят, и потребители).

Продолжение исследований М. Балудянського получило четкое воплощение в анализе взглядов А. Смита. Предшественники сделали многое для развития политической экономии как науки, привели для обоснования экономической политики государства. Успехи образования, опыт многих веков, исследования философов привели к познанию причин богатства народов, их процветания и упадка. Человечество почувствовало последствия их мудрости, опираясь на которую "наконец, Адам Смит в сфере политической экономии открыл нам, кажется, истину". По мнению М. Балудянського, А. Смит объединил предыдущие политэкономические концепции, найдя первопричину всякого богатства в труде. Он показал, что во всех областях человеческой деятельности действуют одни и те же мотивационные механизмы.

Далее Г. Балудянський излагает основные принципы теории А. Смита, акцентирует на ее выходных теориях - труда и обмене. Первая производит богатство, вторая - распределяет его между членами общества. А. Смит поделил труд на продуктивную и репродуктивную, пошел дальше физиократов, потому что причислил к продуктивной все виды труда, применяемые в материальном производстве. "Если нация, - писал он, - занимается производством таких предметов, которые имеют постоянную стоимость и если ее граждане производят стоимость только путем таких продуктов, как покупатель, так и продавец равномерно приумножают природное богатство". Если же нация не способна прокормить население, то она попадает в зависимость от других наций.

"Народное богатство, - писал Г. Балудянський, - заключается в накоплении продуктов производительного труда. Вообще любой товар, на производство которого использовано больше труда, при обмене имеет и большую стоимость". Это исходная засада А. Смита, которой придерживался и М. А. Балудянський. Он отмечает, что для любого производства в сельском хозяйстве, в мануфактуре и торговли нужны: 1) труд; 2) капитал; 3) земля. В этой последовательности ученый рассматривал отдельные факторы роста национального богатства, ссылаясь не только на труды А. Смита, но и на своих западноевропейских современников. Как и они, украинский экономист много внимания уделил проблемам труда, квалификации работников, трудовым отношениям, в частности, зарплате, пытаясь раскрыть экономические основы ее дифференциации. Он подчеркивал, что талант, мастерство, профессионализм является одной из причин разницы в заработной плате отдельных категорий работников.

М. Балудянський подробно охарактеризовал суть, части и функционирования капитала в народном хозяйстве. "Если нация, - замечал он, - потребляет все производимое своей годовой трудом, то ее капитал не приумножается и она не способна начинать новые работы и использовать новые машины; тогда она остается в прежнем положении". Доход нации, подоходный капитал и богатство накапливаются тогда, когда больше вырабатывается, чем потребляется. Итак, расточительство является большим злом для нации и государства. Ученый видел существенную разницу между бережливостью и скупостью. Скупость ограничивает возможность реализации товаров. Всякий капитал должен приносить прибыль. М. Балудянський твердил, что когда национальное богатство растет, тогда прибыль на капитал уменьшается. Это объясняется тем, что все капиталисты включаются в хозяйственную деятельность, а это приводит к соперничеству и уменьшает прибыль.

В духе концепций классической школы Г. Балудянський считал, что составляющими цены является зарплата, прибыль на капитал и земельная рента. "В хорошо организованном обществе, - по его мнению, цена всяких товаров состоит только из трех главных и существенных частей: из платы за труд, прибыли с капитала и земельных доходов... Продуктивными классами считаются только три состояния: рабочие, капиталисты и владельцы земли".

Продолжая рассмотрение экономической теории А. Смита с дополнениями, Г. Балудянський основное внимание уделил проблеме распределения и обращения богатства. Всякое богатство, отмечал он, производится трудом и распределяется сначала между тремя продуктивными классами, а потом избыточные товары обмениваются. Если бы люди не изобрели обмена, то никогда бы не вышли из дикого состояния. Ученый подробно рассмотрел законы обмена, его влияние на богатство общества, роль и функцию в этом купечества и т.д.

Не потому государство богатеет, что она вывозит более, чем ввозит, а потому, что она больше производит. Источник укрепления нации М. Балудянський усматривал в сфере производства.

Отсюда возникло немало вопросов, касающихся денег: деньги являются единственным богатством, являются ли они лишь знаком, или, может, мерой ценности вещей? "Деньги, - твердил экономист, - это только орудие, или совершенная машина, которая служит облегчению торговли, а не общее или преобладающее государственное богатство". Однако деньги - не только знаки, они имеют внутреннюю стоимость. Для подтверждения этой мысли М. Балудянський ссылался на высказывания экономистов и философов, в том числе и Монтескье, а также практику западноевропейских стран. М. Балудянський проанализировал эффективность различных денежных систем. Когда нет товаров, то деньги сами собой обмениваться не могут. Следовательно, они не опережают появление продуктов, а следуют за ними. Деньги не принесут пользы, если не будет средств к существованию. Эта мысль не потеряла своей актуальности и конструктивности до сих пор. Обязанность правительства, - делал вывод М. Балудянський - обеспечивать совершенствование производства, ввести контроль за сбором капиталов, платой за работу, с выгодой капитала и доходов. Тогда денег будет столько, сколько нужно, но не больше.

М. Балудянський отдельно рассмотрел асигнаційні банки и кредитные бумаги, в частности те, что выполняют функции денег. Сопоставив разные взгляды на обращение бумажных денег, украинский ученый ввел закон, согласно которому "все виды бумажных денег, находящихся в обращении государства, по своей численности не никогда не должны превышать сумму золотых и серебряных денег, место которых они заступают или если бы, при одинаковой торговли за отсутствием бумажных денег, были в обращении". Соотношение золотых, серебряных и бумажных денег, банкнот, банковские операции и т.п., - предмет экономической системы М. Балудянського, который, кроме того, рассмотрел все формы кредита.

Оценивая экономические теории своего времени, ученый сделал такие выводы: "Только труд производит. Только капиталы приводят в движение труд. Но всякий капитал добывается в основном стараниям и бережливостью. Ни одно орудие обмена не имеет творческой силы. Кредит, основанный на изобилия заемщика и продуктах труда, правосудия, покровительство и свобода промышленности, совместно с образованием граждан и распространением торговли, являются единственными действенными средствами обогащения нации".

М. Балудянський был ученым-мыслителем. Он оставил немного опубликованных работ, затратив немало энергии на систематизацию и заключения свода Законов Российской империи, на разработку проектов реформирования российской крепостнической системы высшей школы. Дореволюционные и современные исследователи отмечают большой вклад М. Балудянського в разработку различных экономических, финансовых, судебных реформ в царской империи. Ему принадлежит проект судоустройства, проекты реформирования аграрных отношений. К тому нужно добавить, что в основу многих проектов экономических реформ, организации государственного хозяйства, финансов, кредитно-банковской системы Российской империи и др положены теоретические труды М. Балудянського, в которых был запечатлен тогдашний уровень экономической науки и хозяйственной политики западноевропейских государств.

Большая заслуга М. Балудянського заключается в том, что он последовательно утверждал передовые на тот момент экономические идеи, взгляды, программы. О выдающихся учеников Г. Балудянського можно сказать много, но достаточно отметить, что среди них были декабристы, которые одними из первых выступили против царизма и крепостничества. Это было запримічено реакционными защитниками царского трона, которые обвинили его в свободомыслии. На него посыпались доносы и угрозы.

Профессор, статс-секретарь и тайный советник Г. Балудянський умер 3 апреля 1847 г. в Санкт-Петербурге, оставил многих последователей экономического учения, получившего название классической политической экономии.



Назад