Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

7.2. Доходы Государственного бюджета


Доходы Государственного бюджета служат финансовой базой выполнения государством его функций. Состав, формы и методы мобилизации доходов Государственного бюджета определяются системой и особенностями хозяйствования и теми задачами, которые решает общество в определенный период.

Состав доходов Государственного бюджета Украины определяется Бюджетным кодексом Украины и Законами «О Государственном бюджете» на соответствующий бюджетный период. Начиная с 2000 г. Государственный бюджет включает две составляющие: общий фонд и специальный фонд. Такое разделение Государственного бюджета имеет целью обеспечения прозрачности и реальности системы оценки всех источников доходов и определения приоритетов финансирования расходов.

Доходы общего фонда Государственного бюджета предназначены для финансирования общих расходов и не имеют определенного направления на конкретную цель. В то же время доходы специального фонда государственного бюджета включают доходы, предназначенные на обеспечение финансовыми ресурсами предусмотренной цели.

К доходам общего фонда Государственного бюджета зачисляются следующие поступления:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизный сбор;

3) ввозная пошлина;

4) налог с доходов физических лиц, который удерживается из денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава (в том числе командированными в органы исполнительной власти и других гражданских учреждений) в связи с выполнением обязанностей несения службы, за счет соответствующих бюджетных ассигнований учреждений, содержащихся из Государственного бюджета, которые являются источником доходов этих лиц;

5) платежи за специальное использование лесных ресурсов государственного значения;

6) сбор за специальное использование водных ресурсов общегосударственного значения и сбор за пользование водами для потребностей гидроэнергетики и водного транспорта;

7) платежи за пользование недрами общегосударственного значения;

8) плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности, кроме тех, что выдаются Советом Министров Автономной Республики Крым, исполнительными органами местных советов и местными органами исполнительной власти;

9) государственная пошлина в части, что согласно закону зачисляется в Государственный бюджет;

10) административные штрафы и другие денежные взыскания, кроме административных штрафов, налагаемых исполнительными органами соответствующих советов, районными государственными администрациями или созданными в установленном порядке административными комиссиями;

11) средства от реализации имущества, конфискованного по решению суда, сокровищ, имущества, полученного государством в порядке наследования или дарения, бесхозного имущества;

12) налог на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль предприятий коммунальной собственности, 50% налога на прибыль предприятий, уплачивается по местонахождению в городе Киеве, и налога на прибыль предприятий, определенного соответствующим пунктом Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»);

13) отчисления от сумм превышения расчетной величины фонда оплаты труда на предприятиях-монополистах;

14) средства, полученные за совершение консульских действий на территории Украины и часть средств, установленных Законом «О Государственном бюджете» за совершение консульских действий за пределами Украины;

15) поступления от превышения валовых доходов над расходами Национального банка Украины;

16) дивиденды (доход), начисленных на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности, кроме предприятий топливно-энергетического комплекса;

17) рентная плата за нефть, которая добывается в Украине;

18) рентная плата за транзитную транспортировку природного газа (кроме задолженности прошлых лет, которая направляется на расчеты по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР и государственных ценных бумагах бывшего СССР), за транспортировку нефти магистральными нефтепроводами и за транзитную транспортировку аммиака;

19) сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией Украины;

20) плата за аренду целостных имущественных комплексов;

21) таможенные сборы;

22) единый сбор, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

23) плата за выдачу, переоформление, продление срока действия лицензий на пользование радиочастотным ресурсом Украины и выдачу дубликатов таких лицензий;

24) денежные средства, поступающие от рекламодателей алкогольных напитков и табачных изделий;

25) поступления денежных средств от сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

26) прочие доходы, зачисляемые в общий фонд Государственного бюджета в размерах, установленных законодательством.

К источников формирования доходов специального фонда Государственного бюджета относятся:

1) 80 процентов акцизного сбора с произведенных в Украине и с ввезенных в Украину нефтепродуктов и транспортных средств;

2) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета;

3) поступления денежных средств от сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

4) проценты за пользование государственным льготным кредитом, предоставленным индивидуальным сельским застройщикам;

5) проценты за пользование льготным долгосрочным государственным кредитом, предоставленным молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья;

6) поступления денежных средств от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, другого имущества Вооруженных сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов;

7) рентная плата за природный газ, который добывается в Украине;

8) отчисления от платы за транзит природного газа через территорию Украины;

9) поступления страхового фонда безопасности авиации;

10) часть поступлений в Государственный специализированного фонда финансирование общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях, установленная Законом «О Государственном бюджете» на текущий год;

11) собственные поступления бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств Государственного бюджета Украины (в том числе поступления от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства на выполнение отдельных поручений, благотворительные взносы);

12) сборы на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с законом уплачиваются по покупке-продаже валют, торговли ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней и при отчуждении легковых автомобилей, производства и импорта табачных изделий, с операций покупки-продажи недвижимого имущества, услуг сотовой подвижной связи (дополнительные сборы на выплату пенсий), в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

13) поступления от реализации материальных ценностей государственного резерва;

14) поступления от секретариата ООН за участие украинского контингента в миротворческих операциях;

15) поступления в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

16) сбор за загрязнение окружающей природной среды в Государственный фонд охраны окружающей природной среды;

17) платежи, связанные с пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, в соответствии с заключенным межправительственным соглашением;

18) средства, которые поступят от рекламодателей алкогольных напитков и табачных изделий;

19) средства, поступившие в счет возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

20) дивиденды (доход), начисленных на акции (доли, паи) предприятий и хозяйственных обществ топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности;

21) зарубежные гранты;

22) поступления от реализации разбронированных материальных ценностей мобилизационного резерва сверх объемов, определенных Законом Украины «О Государственном бюджете» на текущий год;

23) другие поступления, зачисляемые в специальный фонд Государственного бюджета в соответствии с законодательством.

Структура и динамика доходов Государственного бюджета Украины за 2001-2003 гг. показана в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Структура и динамика доходов Государственного бюджета Украины в 2001-2003 pp.

Показатель

2001

2002

2003

 

 

Сумма, мли грн..

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Доходы-всего (без средств, которые передаются в Государственный бюджет из местных бюджетов и средств, полученных взаимными расчетами)

37199,0

100,0

42525,0

100,0

52708,4

100,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

6163,1

16,6

8161,9

19,2

13086,9

24,8

Налог на добавленную стоимость

10348,4

27,8

13471,2

31,7

12598,1

23,9

Акцизный сбор

2383,2

6,4

3887,5

5141,0

9,8

Неналоговые

доходы

14244,0

38,3

12624,7

29,7

15790,7

30,0

Целевые фонды

426,3

1,1

189,1

0,4

216,0

0,4

Прочие доходы

3634,0

9,8

4190,6

9,9

5875,7

11,1

В последние годы повышается роль неналоговых источников формирования Государственного бюджета, в частности, поступлений средств от приватизации государственного имущества, рентной платы за нефть и природный газ, добываемые в Украине, разницы в ценах за природный газ, отчислений от платы за транзит природного газа через территорию Украины и других. В 2001-2003 гг. наблюдаются значительные колебания в сторону уменьшения крупнейшего источника доходов Государственного бюджета Украины - неналоговых доходов (с 38,3% в 2001 г. до 30,0% в 2003 г.). Второй по объему дохода Государственного бюджета - налог на прибыль - отмечается значительным ростом: с 16,6% до 24,8%. Нестабильными оказываются поступления налога на добавленную стоимость. Его колебания происходит в сторону снижения. Относительно стабильными являются поступления акцизного сбора их доля в доходах Государственного бюджета имеет тенденцию к росту.

Доля государственных целевых фондов в общей сумме поступлений в Государственный бюджет постепенно уменьшается. В 2001 г. она составила 1,1%, а в 2002 и 2003 гг.-0,4%.

Увеличение доходов Государственного бюджета должно происходить не за счет усиления налоговой нагрузки на экономику, а путем глубокой либерализации налогового законодательства, расширение базы налогообложения, создания благоприятных условий для развития производства, частного предпринимательства, сокращения экономически необоснованного предоставления льгот и нелегального теневого оборота.

Необходимым условием укрепления базы доходов бюджетов всех уровней является безотлагательное принятие Налогового кодекса, проведение на его основе радикальной налоговой реформы. Главной целью реформы является выполнение следующих задач:

- ослабление налогового давления;

- упрощение процедуры налогового администрирования;

- создание надежной защиты прав налогоплательщиков;

- уменьшение системы льготного налогообложения.

Налоговым кодексом, принятым Верховной Радой Украины в первом чтении, предусматривается поэтапное снижение налоговой нагрузки. В процессе осуществления налоговой реформы предусматривается отмена налоговых льгот, предоставляемых по отраслевому принципу, и прекращения экономических экспериментов, связанных с льготным налогообложением. Одновременно имеют прогнозуватися возможности стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования независимо от того, к какой отрасли они принадлежат, а также освобождение от налогообложения доходов граждан, инвестируемых в ценные бумаги.

Правительству необходимо определить целесообразность введения таких мер налоговой реформы:

- введение налога на недвижимое имущество;

- введение единого социального налога;

- повышение объемов реализации продукции в год, за которые субъекты предпринимательства уплачивают единый налог;

- введение дифференцированной ставки НДС на разные группы товаров и услуг, снижение ставок НДС на товары и услуги первой необходимости;

- отмена необлагаемого минимума доходов граждан с одновременной компенсацией повышения уровня их доходов.



Назад