Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

7.4. Бюджетный дефицит и методы его преодоления


Суть сбалансирования бюджета заключается в обеспечении финансирования общественных расходов в пределах возможных поступлений. Сбалансирование бюджета может происходить по следующим формам:

а) равенство доходов и расходов;

б) превышение доходов над расходами;

в) превышение расходов над доходами.

Наиболее целесообразным состоянию, главной целью и одним из важнейших задач реализации бюджетного процесса является обеспечение его сбалансированности во времени, то есть выравнивание расходов государства должно обеспечиваться в размере поступлением доходов. Отклонения в таком равновесии являются нецелесообразными. В то же время превышение доходов над расходами (положительное сальдо баланса, то есть профицит) считается положительным явлением. Оно отражает стабильную финансовую ситуацию в государстве. Основной целью утверждения запланированного превышение доходов над расходами является погашения определенных объемов долговых обязательств государства. В то же время превышение доходов над расходами может использоваться на финансирование мероприятий, предусмотренных расходами бюджета в текущем году. Объем фактически полученной превышение доходов над расходами бюджета переходит в доходы следующего года.

Сложным, нежелательным и негативным явлением финансовой ситуации в государстве считается превышение расходов бюджета над его доходами, что получило название бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит можно рассматривать по форме проявления, по причинам возникновения и по направлениям его финансирования. По форме проявления бюджетный дефицит делится на открытый, или официально зафиксирован, и скрытый. Открытый дефицит бюджета показывает фактическое состояние соотношение доходов бюджета с его использованием. Скрытность дефицита служит признаком недостаточного уровня обоснованности формирования финансовой политики государства. Динамика дефицита (профицита) бюджета Украины подается в табл. 7.2.

Таблица 7.2 

Динамика дефицита (профицита) бюджета Украины в 2000-2003 pp. 

Показатель

2000

2001

2002

2003

Валовой внутренний продукт

170070

204190

225810

264165

Доходы сводного бюджета

49117,9

54934,6

61954,3

75285,8

Расходы сводного бюджета

48148,6

55528,0

60318,9

75792,5

Дефицит (профицит) бюджета

+969,3

- 593,4

+ 1635,4

- 506,7

Доля дефицита (профицита) бюджета в его расходах,%

+ 2,0

- ИД

+2,7

-0,7

Доля дефицита (профицита) бюджета в ВВП, %

+ 0,6

-0,3

+ 0,7

-0,2

Доля дефицита бюджета Украины за период с 2000 г. по 2003 г. в ВВП находится в пределах 0,2-0,3 процента. В большинстве стран мира дефицит бюджета составляет от 2 до 15 процентов ВВП при среднемировой размере 4,5%. Такой объем дефицита бюджета Украины не создает прецедента несостоятельности его контроля.

По причинам возникновения бюджетный дефицит делится на сознательный и вынужденный. Сознательный дефицит возникает в условиях достаточных ресурсов в обществе и высокого уровня доходов физических и юридических лиц. Он связан с умеренным налогообложением, что способствует укреплению финансовой базы предпринимательских структур. Вынужден дефицит обусловлен небольшим объемом производимого валового внутреннего продукта и условий даже высокого уровня налогообложения не может обеспечить финансовыми ресурсами осуществления расходов бюджета государства.

По направлениям финансирования бюджетный дефицит может иметь пассивное или активное направления. Пассивное направления дефицита предопределяется направлением бюджетных ресурсов на финансирование текущих потребностей государства, а активный - на финансирование инвестиций, и в первую очередь, капитальных вложений в высокоэффективные инвестиционные проекты.

При наличии бюджетного дефицита государство должно выбирать оптимальные меры для его ликвидации. В мировой практике применяются два метода преодоления бюджетного дефицита: эмиссионный и беземісійний.

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита связан с использованием денежно-кредитной эмиссии. Такой метод считается недостаточно эффективным, поскольку может негативно повлиять на экономическую ситуацию в стране. Бюджетным кодексом Украины признано, что эмиссионные средства Национального банка Украины не могут использоваться в качестве источника финансирования дефицита Государственного бюджета Украины. Государство должно формировать свою бюджетную политику таким образом, чтобы обеспечивать сокращение бюджетного дефицита путем увеличения поступлений в бюджет и уменьшение его расходов.

Более обоснованным считается решения проблемы бюджетного дефицита неэмиссионным методом за счет внутренних источников, путем увеличения налогов или других доходов или сокращения расходов. В то же время уменьшение дефицита путем увеличения налогов в ряде случаев оказывается или нецелесообразным или невозможным, а сокращение расходов также невозможно достижение критической черты. Вариантом налогового наполнения бюджета в Украине можно считать введение государственной монополии на производство и реализацию алкогольных напитков и табачных изделий. Это будет способствовать прежде всего улучшению здоровья нации, а затем - сбор прямых и косвенных налогов. При других обстоятельствах покрытия дефицита Государственного бюджета в значительной степени может практиковаться путем привлечения финансовых ресурсов в форме внутренних и внешних кредитов.

Внутренними источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть кредиты Национального банка Украины, доходы от операций с ценными бумагами и др. Внешними источниками могут служить кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств, а также безвозмездная и безвозвратная финансовая помощь под целевые программы. В то же время использование внешних и внутренних кредитных Источников покрытия бюджетного дефицита предопределяет возникновение внутреннего и внешнего долга государства, включающего дополнительные расходы на его обслуживание. Поэтому экономическая политика государства должна быть направлена на уменьшение бюджетного дефицита за счет увеличения доходов путем создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и сокращения расходов бюджета и, в первую очередь, за счет ограничения расходов на содержание аппарата управления, расходов на оборону и т.д.

Бюджеты всех уровней в Украине состоят на один год с поквартальным распределением. Они являются основой для разработки принципов взаимоотношений физических и юридических лиц с соответствующими бюджетами, оценки уровня финансового обеспечения расходов, покрываемых за счет централизованных и децентрализованных фондов целевого назначения, а также для определения объема государственного долга и расходов на его обслуживание, эффективности функционирования финансового рынка и страховых фондов.



Назад