Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

8.1. Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Украины


Местные бюджеты сформировались вместе с возникновением органов местного самоуправления. Они есть в федеративных и унитарных государствах. Значительное влияние на функционирование местных бюджетов имеет государственный строй и национальные особенности организации местного самоуправления.

Местные бюджеты - это фонды денежных средств, предназначенные для реализации задач и функций, возложенных на органы самоуправления. За счет фондов денежных средств местных бюджетов - составляющей бюджетной системы государства и финансовой базы деятельности органов самоуправления - обеспечивается финансирование мероприятий экономического и социального развития соответствующей территории. Согласно ст. 43 Конституции Украины местные органы самоуправления осуществляют управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности; утверждают программы социально-экономического и культурного развития и осуществляют контроль за их выполнением; утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и осуществляют контроль за их выполнением; устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом; создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, учреждения.

В процессе выполнения своих задач и функций между местными бюджетами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, которые Функционируют на данной территории, - с другой, складываются экономические отношения по мобилизации и расходования денежных средств этих бюджетов. Кроме того, между местными бюджетами разных уровней и между ними и государственным бюджетом возникают экономические отношения, обусловленные перераспределением финансовых ресурсов. Последнее связано с необходимостью обеспечения эффективного функционирования каждого бюджета.

Структурная строение местных бюджетов включает бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления, которыми являются бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.

Роль местных бюджетов в значительной степени определяется объемом валового внутреннего продукта, перераспределяемого через них. Так, в 2000 г. через расходы местных бюджетов перерозподілилося 10,0% ВВП, в 2001 г. - 10,9%, в 2002 г. - 11,0%, в 2003 г. - 11,9%.

В местных бюджетах сосредоточивалось в 2000 г. 35,3% объема расходов сводного бюджета, в 2001 г. - 40,3%, в 2002 г. - 41,1%, в 2003 г. - 41,4% (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1 

Доля местных бюджетов в валовом внутреннем продукте и расходах сводного бюджета Украины в 2000-2003 гг.

Год

Объем ВВП, млн грн

Расходы бюджетов, млн. грн.

Доля расходов местных бюджетов, %

 

 

млн. грн.

 

Сводного

Местных

В ВВП

В сводном бюджете

2000

170070

48148,6

16994,0

10,0

35,3

2001

204190

55528,0

22358,0

10,9

40,3

2002

225810

60318,9

24788,8

11,0

41,1

2003

264165

75792,5

31401,6

11,9

41,4

Доля местных бюджетов в перераспределении валового внутреннего продукта и в сводном бюджете играет не только экономическую и социальную, но и важную политическую роль. Она показывает уровень участия местного самоуправления в выполнении задач социально-экономического развития общества и определенную ограниченность сферы функционирования центральных органов власти. В этом проявляется важная предпосылка построения демократического государства с самостоятельной и независимой деятельностью органов местного самоуправления, приближая Украину к европейскому сообществу. Именно основные положения Европейской хартии относительно функционирования бюджетов местного самоуправления предусматривают:

- местная власть имеет право на свои собственные финансовые ресурсы;

- объем финансовых ресурсов должно соответствовать функциям, которые выполняет местные власти;

- местная власть имеет право свободно распоряжаться собственными финансовыми ресурсами;

- часть финансовых ресурсов должен формироваться за счет местных налогов и сборов;

- местная власть уполномочена устанавливать размеры местных налогов и сборов в пределах закона;

- порядок формирования финансовых ресурсов должен быть гибким и обеспечивать соответствие имеющихся ресурсов росту стоимости выполнения задач местной власти;

- защита слабого в финансовом понимании местной власти проводится с помощью процедур устранения финансовых диспропорций (финансового выравнивания);

- преимущество в выборе форм финансовой помощи предоставляется дотациям, которые не предназначены для финансирования конкретных проектов и не ограничивают свободы местной власти.

Украина присоединилась к Европейской хартии в 1996 г. Теперь к Европейской хартии местного самоуправления присоединилось более 30 стран.

Обеспечение независимости органов местного самоуправления в значительной степени определяется уровнем их финансовой самостоятельности. Именно финансовая самостоятельность характеризует независимость государства в целом, возможности ее экономического развития, уровень демократизации и свободы граждан. Успешное развитие государства может происходить лишь при условии предоставления гарантий финансовой независимости органам местного самоуправления.

1) Для обеспечения финансирования расширенного воспроизводства на соответствующей территории в составе местных бюджетов формируется бюджет развития, который является составной специального фонда местных бюджетов. согласно ст. 71 Бюджетного кодекса Украины к источников формирования бюджета развития местных бюджетов относятся: средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения;

2) поступления дивидендов, начисленных на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящихся в собственности соответствующей территориальной общины;

3) средства от возврата займов, предоставляемых из соответствующего бюджета до вступления в силу в соответствии с Бюджетным кодексом Украины, и проценты, уплаченные за пользование ими;

4) средства, которые передаются из другой части местного бюджета по решению соответствующего совета;

5) заимствования, осуществленные в порядке, определенном Бюджетным кодексом и другими законами Украины;

6) субвенции от других бюджетов на выполнение инвестиционных проектов.

К расходам бюджета развития местных бюджетов относятся:

1) погашение основной суммы долга в соответствии Автономной Республики Крым и местного самоуправления;

2) капитальные вложения;

3) взносы органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности.

Бюджет развития местных бюджетов является составной специального фонда местных бюджетов. При этом бюджет Автономной Республики Крым и городские бюджеты могут приниматься с дефицитом лишь в части дефицита бюджета развития. Дефицит бюджета Автономной Республики Крым и городских бюджетов может покрываться за счет заимствований. Утверждение областных, районных, районных в городах, сельских и поселковых бюджетов с дефицитом не допускается. В то же время согласно ст. 73 Бюджетного кодекса Украины предусматриваются займы местным бюджетам. В частности, для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих во время выполнения общего фонда местного бюджета, Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего совета могут получать краткосрочные ссуды в финансово-кредитных учреждениях на срок до трех месяцев, но в ме ужас текущего бюджетного периода. Порядок получения таких ссуд определяется Министерством финансов Украины. Предоставление ссуд из одного бюджета другому запрещается.

Заимствования в местные бюджеты осуществляются на определенную цель и подлежат обязательному возврату. Заимствования в соответствующих бюджетов могут быть осуществлены лишь в бюджет развития. Государство не несет ответственности по обязательствам относительно заимствований в местные бюджеты. Расходы на обслуживание долга осуществляются за счет средств общего фонда бюджета. Расходы на обслуживание долга местных бюджетов не могут ежегодно превышать 10% расходов общего фонда соответствующего местного бюджета в течение любого бюджетного периода, когда планируется обслуживания долга.

Если в процессе погашения основной суммы долга и платежей по его обслуживанию, обусловленной договором между кредитором и заемщиком, имеет место нарушение графика погашения по вине заемщика, соответствующая рада не имеет права осуществлять новые заимствования в течение 5 следующих лет. Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с условиями, определенными Бюджетным кодексом Украины.

Определены в Бюджетном кодексе Украины источники поступления в бюджет развития местных бюджетов не обеспечивают их наполнения достаточными финансовыми ресурсами, ограничивают самостоятельность местных органов власти по проведению собственной бюджетной политики и стимулирования социально-экономического роста. Поэтому экономисты считают необходимым расширить поступления в бюджет развития местных бюджетов за счет следующих источников:

- доходов местного бюджета от использования и приватизации объектов коммунальной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития;

- части поступлений от внешнеэкономической деятельности, установленной решением соответствующего совета о местном бюджете;

- части поступлений денежных средств от собственной деятельности бюджетных учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств местных бюджетов, определенной соответствующим советом о местном бюджете.

Экономическое обоснование размеров ресурсов, подлежащих Мобилизации в бюджеты самоуправления, нуждается в достоверной информации об образовании и движение финансовых ресурсов на определенной территории. Для этого считается целесообразной разработка сводного территориального финансового баланса, который отражает источники ресурсов и направления их использования в целом на соответствующей территории независимо от форм собственности и уровня подчиненности субъектов хозяйствования. Составление баланса должно стать неотъемлемой составляющей работы с составления, рассмотрения и утверждения бюджета самоуправления. Для этого нужно определить и организовать формы поступления плановой и отчетной информации от субъектов хозяйствования.

Приоритетным в сфере местных бюджетов и регулировании межбюджетных отношений является формирование бюджетной политики, направленной на обеспечение гармоничного сочетания принципов бюджетного унитаризма с элементами децентрализации. Регулирование межбюджетных отношений и совершенствования порядка распределения трансфертов из Государственного бюджета должно происходить на основе прозрачных и объективных критериев, основанных на четком разграничении бюджетных полномочий и стабильной системе закрепление за бюджетами источников доходов. Разграничение функций и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления различных уровней, в том числе и в сфере межбюджетных отношений, должно соответствовать положениям и принципам одобренной Указом Президента Украины Концепции государственной региональной политики. Составляющей бюджетной политики является упорядочение взаимоотношений между местными бюджетами по разграничению полномочий между местными органами исполнительной власти, областными и районными органами местного самоуправления территориальных общин по формированию бюджетов.

Начиная с 2002 г. в составе Государственного бюджета отдельно утверждаются объемы трансфертов для бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов, бюджетов городов Киева и Севастополя, городов республиканского и областного значения и бюджетов районов.



Назад