Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

8.2. Доходы местных бюджетов


Одним из основных средств реализации государственной политики по уменьшению различий в уровнях развития регионов и создание одинаковых условий жизнедеятельности всем членам общества являются местные бюджеты. Именно местным бюджетам - важной форме влияния местного самоуправления на социально-экономические процессы в государстве - принадлежит одно из центральных мест в механизме государственного регулирования экономического и социального развития общества, обеспечения финансовой стабильности в государстве, развития демократии и повышения жизненного уровня населения.

Целенаправленное влияние местного самоуправления на формирование общественных отношений возможен лишь при достаточного объема финансовых ресурсов в их распоряжении. Для этого в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты. Это дает возможность более экономно и рационально использовать мобилизованы финансовые ресурсы.

Согласно ст. 64-69 Бюджетного кодекса Украины к доходов, закрепляемые за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, включаются следующие налоги и сборы (обязательные платежи):

- подоходный налог с граждан в части, определенной Бюджетным кодексом;

- государственная пошлина в части, принадлежащей соответствующим бюджетам;

- плата за лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, выдаваемые исполнительными органами соответствующих советов;

- плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, что справляется исполнительными органами соответствующих советов;

- плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (за исключением платы за приобретение торговых патентов пунктами продажи нефтепродуктов - автозаправочными станциями, заправочными пунктами), что справляется исполнительными органами соответствующих советов;

- поступления административных штрафов, налагаемых исполнительными органами соответствующих советов или созданными ими в установленном порядке административными комиссиями;

- единый налог для субъектов малого предпринимательства в части, подлежащей соответствующим бюджетам.

Указанные выше налоги и сборы (обязательные платежи) создают корзину доходов, закрепляемые за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

К доходам бюджетов городов Киева и Севастополя зачисляется 100% общего объема подоходного налога, взимаемого на территории этих городов.

К доходам бюджетов городов республиканского (Автономной Республике Крым и областного значения на уровне 75% от общего объема подоходного налога, взимаемого на территории этих городов.

К доходам бюджетов городов районного значения, сел, поселков или их объединений на уровне 25% от общего объема подоходного налога, взимаемого на этой территории.

Для обеспечения реализации совместных социально-экономических и культурных программ территориальных общин доходы бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, формируются за счет следующих поступлений:

-25% подоходного налога, взимаемого на соответствующей территории;

-25% платы за землю, взимаемого на территории Автономной Республики Крым и соответствующей области;

- платы за лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности и сертификатов, выдаваемых Советом Министров Автономной Республики Крым и областными государственными администрациями.

Для обеспечения реализации совместных социально-экономических и культурных программ территориальных общин доходы районных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, формируются за счет следующих поступлений:

-50% подоходного налога, взимаемого на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений;

-15% платы за землю, которая оплачивается на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений;

- платы за лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности и сертификатов, выдаваемых районными государственными администрациями;

- платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, что справляется районными государственными администрациями;

- поступления административных штрафов, налагаемых районными государственными администрациями или созданными ими в установленном порядке административными комиссиями.

Поступления бюджета Автономной Республики Крым и бюджетов городов Киева и Севастополя формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом, с учетом Законов Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым», «О столице Украины - город-герой Киев» и закона, определяющего особый статус города Севастополя.

Состав доходов бюджетов районов в городах (в случае их создания) определяется городским советом согласно полномочий, переданных районным советам в городах.

К доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся следующие поступления:

- местные налоги и сборы, зачисляемые в бюджеты местного самоуправления;

-100% платы за землю - для бюджетов городов Киева и Севастополя; 75% платы за землю - для бюджетов городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения; 60% платы за землю - для бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений;

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в части, которая зачисляется в соответствующий бюджет;

- поступления сумм процентов за пользование временно свободными бюджетными средствами;

- налог на промысел, который зачисляется в бюджеты местного самоуправления;

- поступления дивидендов, начисленных на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящихся в собственности соответствующей территориальной общины;

- плата за загрязнение окружающей природной среды в части, которая зачисляется в соответствующий бюджет;

- средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящегося в коммунальной собственности;

- фиксированный сельскохозяйственный налог в части, зачисляемой в бюджеты местного самоуправления;

- плата за аренду имущественных комплексов, находящихся в коммунальной собственности;

- поступления от местных денежно-вещевых лотерей;

- плата за гарантии, предоставленные с соблюдением условий, определенных Бюджатним кодексом;

- гранты и подарки в денежной оценке;

- собственные поступления бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств соответствующего бюджета;

- налог на прибыль предприятий коммунальной собственности;

- платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения;

- другие поступления, предусмотренные законом.

Структура доходов местных бюджетов подается в табл. 8.2.

Таблица 8.2 

Структура доходов местных бюджетов Украины в 2001-2003 pp. 

Показатель

2001

2002

2003

 

 

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Доходы местных бюджетов - всего

17735,6

100,0

19429,3

100,0

22597,4

100,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

Налоговые поступления

14758,7

83,2

16457,7

84,7

18595,3

82,4

Неналоговые поступления

2183,1

12,3

2072,0

10,7

2436,5

10,8

Целевые фонды

684,9

3,9

282,9

1,5

20,7

2,3

Прочие поступления

108,9

0,6

616,7

3,1

1024,9

4,5

Данные табл. 8.2 показывают, что более 80% доходов местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений. Важнейшими из них являются подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий и плата за землю. За 2001-2003 гг. Неналоговые поступления составили 10,7-12,3 процента доходов местных бюджетов, доля целевых фондов колеблется в пределах 1,5-3,9% и лишь 0,6 - 4,5% составляет доля иных поступлений, которые включают доходы от операций с капиталом и официальные трансферты.

Основным источником доходов местных бюджетов должны быть местные налоги и сборы. В то же время исследования отечественных ученых, в частности О.П.Кириленко, показывают, что удельный вес местных налогов и сборов в совокупных доходах местных бюджетов составляет 3-4%. Из всех видов местных налогов и сборов более 3/4 всех поступлений в местные бюджеты обеспечивают два из них: коммунальный налог и рыночный сбор. Средства от поступления других четырех местных сборов практически не поступают в последние годы (сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор за право проведения кино - и телесъемок). Удельный вес следующих местных сборов (сбор за выдачу ордера на квартиру, курортный сбор, сбор за право использования местной символики, сбор с владельцев собак) не превышает 1% в общих поступлениях от местного налогообложения.

Расширение функций органов местного самоуправления и делегирования отдельных полномочий органов государственной власти, что произошло в течение последних лет, не сопровождалось соответствующим увеличением местных бюджетов и передачей источников доходов, достаточных для выполнения поставленных перед ними задач. Отсутствие прочной финансовой базы, малые размеры собственных доходов, зависимость от поступлений общегосударственных налогов и бюджетных трансфертов снижает эффективность деятельности органов местного самоуправления. Поэтому одной из важнейших условий полноценной деятельности местного самоуправления является обеспечение его финансовой независимости путем укрепления финансовой базы.



Назад