Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

8.3. Расходы местных бюджетов


Расходы местных бюджетов играют важную роль в социально-экономическом развитии общества. Поскольку местные органы самоуправления призваны решать локальные проблемы, непосредственно связанные с выполнением общественных функций в форме предоставления социальных услуг и содействия повышению жизненного уровня населения, то состав и структура расходов местных бюджетов отражают социальную направленность. Расходы местных бюджетов на социально-культурные мероприятия включают расходы на образование, здравоохранение, социальная защита и социальное обеспечение населения, культуру и искусство, физическую культуру и спорт. Объем этих расходов ежегодно увеличивается. В течение 2000-2003 гг. расходы местных бюджетов на социально-культурные мероприятия выросли более чем в два раза (с 11490,4 млн. грн.. в 2000 г. до 24143,4 млн. грн.. в 2003 г.) В структуре местных бюджетов доля расходов на социально-культурные мероприятия в 2000 г. составила 67,6%, в 2001 г. - 72,7%, в 2002 г. - 79,1% и в 2003 г. - 76%.

Из местных бюджетов выделяются значительные средства на финансирование местного хозяйства. Они включают финансирование расходов на жилищное строительство, водоснабжение, канализация, освещение, благоустройство городов и поселков.

Расходы местных бюджетов включают бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, на конкретные цели, связанные с реализацией программ по перечнем, определенным Бюджетным кодексом.

Бюджетным кодексом Украины предусмотрено критерии разграничения видов расходов между местными бюджетами, что осуществляется на основе принципа субсидиарности с учетом критериев полноты предоставления услуги и приближение ее до непосредственного потребителя. В соответствии с этими критериями все расходы подразделяются на следующие группы:

Первая группа - расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают необходимое первоочередное предоставление социальных услуг, гарантированных государством, и которые расположены наиболее приближено к потребителей. Эти расходы осуществляются из бюджетов сел, поселков, городов и их объединений.

Вторая группа - расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают предоставление основных социальных услуг, гарантированных государством для граждан Украины. Они осуществляются из бюджетов городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения, а также районных бюджетов.

Третья группа - расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают гарантированные государством социальные услуги для отдельных категорий граждан, или финансирования программ, потребность в которых существует во всех регионах Украины. Эти расходы осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов.

Расходы всех трех групп осуществляются из бюджетов городов Киева и Севастополя.

К расходов первой группы, которые осуществляются из бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на:

1) органы местного самоуправления сел, поселков, городов районного значения;

2) образование: дошкольное образование; общее среднее образование (школы-детские сады);

3) первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (участковые больницы, медицинские амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты);

4) сельские, поселковые и городские дворцы культуры, клубы и библиотеки.

К расходов второй группы, которые осуществляются из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на такие мероприятия:

1) государственное управление: органы местного самоуправления городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения; органы местного самоуправления районного значения;

2) образование:

а) дошкольное образование (в городах республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения);

б) общее среднее образование: общеобразовательные учебные заведения, в том числе: школы-детские сады (для городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения), специализированные школы, лицеи, гимназии, коллегиумы, вечерние (сменные) школы;

в) учреждения образования для граждан, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации: общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, детские дома (в случае, если не менее 70% количества учащихся общеобразовательных школ-интернатов, общеобразовательных школ-интернатов для Детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, детских домов формируется на территории соответствующего города или района), детские дома семейного типа и приемные семьи, помощь на детей, находящихся под опекой и попечительством; г) другие государственные образовательные программы;

3) здравоохранение:

а) первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы широкого профиля, родильные дома, станции скорой и неотложной медицинской помощи, поликлиники и амбулатории, общие стоматологические поликлиники);

б) программы медико-санитарной образования (городские и районные центры здоровья и меры по санитарной образования);

4) социальная защита и социальное обеспечение:

а) государственные программы социального обеспечения: приюты для совершеннолетних (в случае, если не менее 70% количества детей, находящихся в этих учреждениях, формируется на территории соответствующего города или района), территориальные центры и отделения социальной помощи на дому;

б) государственные программы социальной защиты: льготы ветеранам войны и труда, помощь семьям с детьми, дополнительные выплаты населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан;

5) государственные программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;

6) районные и городские программы и мероприятия по реализации государственной политики относительно детей, молодежи, женщин, семьи;

7) государственные культурно-образовательные и театрально-зрелищные программы (театры, библиотеки, музеи, выставки, дворцы и дома культуры, школы эстетического воспитания детей);

8) государственные программы развития физической культуры и спорта: содержание и учебно-тренировочная работа детско-юношеских спортивных школ всех типов (кроме школ республиканского значения Автономной Республики Крым и областного значения), мероприятия по физической культуре и спорту и финансовая поддержка организаций физкультурно-спортивной направленности и спортивных сооружений местного значения.

К расходов третьей группы, которые осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на:

1) государственное управление;

2) представительную и исполнительную власть Автономной Республики Крым;

3) областные советы;

4) образование:

а) общее среднее образование для граждан, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации: специальные общеобразовательные учебные заведения для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, санаторные школы-интернаты; общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детские дома (кроме общеобразовательных школ-интернатов, общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки, детских домов и детских домов семейного типа и приемных семей);

б) учреждения профессионально-технического образования, находящихся в собственности Автономной Республики Крым и выполняют государственный заказ;

в) высшее образование (высшие учебные заведения И, II, III и IV уровней аккредитации, находящихся в собственности Автономной Республики Крым и совместной собственности территориальных общин);

г) последипломное образование (институты последипломного образования учителей и центры и мероприятия по повышению квалификации государственных служащих местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, постоянно действующие курсы (центры) повышения квалификации работников социально-культурной сферы и агропромышленного комплекса, находящихся в коммунальной собственности);

д) другие государственные образовательные программы;

5) здравоохранение:

а) первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы республиканского значения Автономной Республики Крым и областного значения);

6) специализированную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (специализированные больницы, поликлиники, включая стоматологические, Центры, диспансеры, госпитале для инвалидов Великой Отечественной войны, дома ребенка, станции переливания крови);

в) санаторно-курортную помощь (санатории для больных туберкулезом санатории для детей и подростков, санатории медицинской реабилитации);

г) другие государственные программы медицинской и санитарной помощи (медико-социальные экспертные комиссии, бюро судмедэкспертизы, центры медицинской статистики, базы спецмедснабжения, центры здоровья и меры санитарной образования, другие программы и мероприятия);

6) социальная защита и социальное обеспечение:

а) государственные программы социальной защиты и социального обеспечения: пособие по уходу за инвалидами i или II группы вследствие психического расстройства; адресная социальная помощь малообеспеченным семьям; выплаты компенсации реабилитированным; детские дома-интернаты; обучение и трудовое устройство инвалидов; дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты для детей-инвалидов; центры по начислению пенсий; приюты для несовершеннолетних;

б) республиканские Автономной Республики Крым и областные программы и мероприятия по реализации государственной политики относительно детей, молодежи, женщин, семьи;

в) другие государственные социальные программы;

7) культуру и искусство:

а) государственные культурно-образовательные программы (республиканские Автономной Республики Крым и областные библиотеки, музеи и выставки);

б) государственные театрально-зрелищные программы (филармонии, музыкальные коллективы и ансамбли, театры, дворцы и дома культуры республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, другие учреждения и мероприятия в области искусства);

в) другие государственные культурно-художественные программы;

8) физическую культуру и спорт:

а) государственные программы по развитию физической культуры и спорта (учебно-тренировочная работа детско-юношеских спортивных школ всех типов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, мероприятия по физической культуре и спорту республиканского Автономной Республики Крым и областного значения);

б) государственные программы с инвалидного спорта и реабилитации (республиканский Автономной Республики Крым и областные центры с инвалидного спорта, детско-юношеские спортивные школы инвалидов и специализированные спортивные школы параолимпийского резерва; проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований с инвалидного спорта республиканского Автономной Республики Крым и областного значения).

К расходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на:

1) местную пожарную охрану;

2) внешкольное образование;

3) социальная защита и социальное обеспечение:

а) программы местного значения относительно детей, молодежи, женщин, семьи;

б) местные программы социальной защиты отдельных категорий населения;

4) местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов;

5) культурно-художественные программы местного значения;

6) программы поддержки кинематографии и средств массовой информации местного значения;

7) местные программы по развитию физической культуры и спорта;

8) типовое проектирование, реставрацию и охрану памятников архитектуры местного значения;

9) транспорт, дорожное хозяйство:

а) регулирование цен на услуги метрополитена за решениями органов местного самоуправления;

б) эксплуатацию дорожной системы местного значения (в том числе работы, проводятся специализированными монтажно-эксплуатационными подразделениями);

в) строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог местного значения.

10) мероприятия по организации спасения на воде;

11) обслуживание долга органов местного самоуправления;

12) программы природоохранных мероприятий местного значения;

13) управление коммунальным имуществом;

14) регулирование земельных отношений;

15) другие программы, утвержденные соответствующим советом в соответствии с законом.

Территориальные громады сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах средства соответствующих бюджетов для выполнения собственных полномочий.

Городские (городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) и районные советы могут передать расходы на выполнение всех или части своих полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым или областном совете с передачей соответствующих денежных средств в бюджет Автономной Республики Крым или в областной бюджет в виде межбюджетного трансферта.

Сельские, поселковые и городские (городов районного значения) совета могут передавать расходы на выполнение всех или части своих полномочий районному совету совету или иной территориальной общины с передачей средств соответствующего бюджета в виде межбюджетного трансферта.

Передача расходов осуществляется по совместному решению соответствующих советов на договорных началах. Все соглашения о передаче расходов заключаются до 1 августа года, предшествующего плановому.

Передача прав на осуществление расходов на выполнение делегированных государственных полномочий в бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений может осуществляться по решениям районного или городского (городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) совета с соответствующими средствами в виде межбюджетного трансферта.

Городские (городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) совета могут передать часть расходов на выполнение делегированных государственных полномочий районному совету с соответствующими средствами районному бюджету в виде межбюджетного трансферта. Районные советы могут передавать часть расходов на выполнение делегированных государственных полномочий городском совете (города республиканского Автономной Республики Крым и города областного значения) с соответствующими средствами городскому бюджету в виде межбюджетного трансферта. Эта передача осуществляется на основании совместных решений соответствующих советов и заключения договора.

Если иное не определено договором, объем переданных средств на выполнение делегированных государственных полномочий должен быть пропорционален доле пользователей указанными услугами в полной стоимости этих услуг, рассчитанных по финансовым нормативам бюджетной обеспеченности для органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, который передает эти полномочия. Если на территории города (республиканского Автономной Республики Крым и города областного значения) или района недостаточно бюджетных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в объеме, определенном финансовым нормативам бюджетной обеспеченности, исчисленный объем расходов на финансирование этих услуг учитывается при определении межбюджетного трансферта бюджета, с которого удерживаются бюджетные учреждения, которые предоставляют эти услуги.

В современных условиях социально-экономического развития страны особенно актуальна проблема прозрачности и понятности бюджета для граждан и повышение качества предоставления государственных услуг. Важным средством, которое дает возможность эффективнее и прозрачнее использовать бюджетные финансовые ресурсы, является программно-целевой метод формирования бюджета. Особенность этого метода заключается в формировании бюджета по программам, сосредоточены на результатах, стратегическом подходе в планировании, усилении ответственности при выполнении программ, обоснованности и анализе бюджетных решений, прозрачности в финансировании мероприятий за счет бюджетных финансовых ресурсов.

Процесс формирования бюджета по программно-целевому методу начинается с определения проблем, подлежащих решению (количество детей, которых необходимо охватить образованием; количество пациентов, которых надо полечить; виды транспорта, которые нужно обеспечить и т.п.). Для решения каждой проблемы отдельно создаются соответствующие программы и на их основании осуществляется формирование бюджета. Конечной целью финансирования учреждений и конкретных мероприятий является реализация программ, направленных на решение определенных проблем.

Программно-целевой метод предусматривает также, что при принятии решений относительно использования денежных средств учитываются такие аспекты, как повышение полезности программы, снижение расходов на функционирование органов местного самоуправления, качественное предоставление социальных услуг и повышение благосостояния в целом. Важнейшими составляющими программно-целевого метода являются:

- составление бюджетных программ и подпрограмм;

- стратегическое планирование;

- доходы и расходы: прогноз, оценка и определение полномочий;

- анализ, оценка и мониторинг программ;

- прозрачность бюджетного процесса и участие широких слоев населения в нем.

Реализация бюджетной политики социально-экономического развития требует перехода на программно-целевой метод формирования местных бюджетов. Последнее обусловлено еще и тем, что недостаточно эффективное использование бюджетных средств и улучшение качества предоставления государственных услуг является назревшей проблемой, особенно в условиях недостатка бюджетных средств.



Назад