Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

8.4. Регулирование межбюджетных отношений


Регулирование межбюджетных отношений - это ежегодный плановый перераспределение общегосударственных централизованных финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы с целью сбалансирования бюджетов всех за объемом, необходимым для выполнения местными органами своих функций. Регулирование межбюджетных отношений осуществляется каждым представительным органом по бюджетов нижестоящего уровня.

Основные задачи регулирования межбюджетных отношений заключаются в следующем:

а) достижение соответствия между расходами и доходами бюджетов всех уровней;

б) обеспечение соответствия в поступлении доходов с потребностями в расходах бюджетов всех уровней;

в) создание заинтересованности органов местного самоуправления в полной мобилизации доходов;

г) согласование и увязка объемов полученной финансовой помощи в форме межбюджетных трансфертов с конкретными усилиями по мобилизации доходов;

д) обеспечение выравнивания бюджетов финансовыми ресурсами на уровне гарантированного государством минимума социальных услуг на одного жителя каждого населенного пункта.

Самостоятельности всех бюджетов обеспечивается закрепленными за ними соответствующими источниками доходов. Объем закрепленных доходов непосредственно связан с экономикой каждой административно-территориальной единицы. Получение закрепленных доходов каждым бюджетом в основном гарантирует покрытие лишь части его расходов. Разрыв в доходах, как разница между объемом расходов и объем закрепленных доходов, покрывается при утверждении бюджетов за счет межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты - это финансовые ресурсы, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой. Различают следующие их виды: дотация выравнивания, субвенции, субсидии.

Субвенция - это форма финансовой помощи, предоставляемой в абсолютной сумме денежных средств. Она выделяется из бюджета высшего уровня для бюджета низшего уровня и имеет исключительно целевое назначение для осуществления финансирования определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования. Субвенция в основном обусловлено необходимостью балансирования бюджета.

Дотация - это определенная сумма денежных средств, выделяемая из бюджета высшего уровня для бюджета низшего уровня на безвозвратной основе с целью покрытия бюджетного дефицита.

Субсидия - это выделение определенной суммы денежных средств из бюджета высшего уровня для бюджета низшего уровня в форме помощи с целью проведения данного мероприятия. Средства субсидии подлежат возврату в случае нарушения целевого использования. Субсидия в основном не связывается с балансировкой бюджета.

Межбюджетные отношения - это отношения между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением по обеспечению соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

Целью регулирования межбюджетных отношений является обеспечение соответствия между полномочиями на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами Украины за бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

Расходы на осуществление полномочий, выполняемых за счет средств Государственного бюджета и местных бюджетов, делятся на:

- расходы на обеспечение конституционного строя государства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства, а также иные, предусмотренные настоящим кодексом расходы, которые не могут быть переданы на исполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению;

- расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на исполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективного их выполнение на основе принципа субсидиарности;

- расходы на реализацию прав и обязанностей Автономной Республики Крым и местного самоуправления, которые имеют местный характер и определены законами Украины.

Расходы на обеспечение конституционного строя государства осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины. Другие расходы осуществляются за счет средств местных бюджетов, в том числе трансфертов из Государственного бюджета Украины. Ответственность за осуществление расходов за счет средств Государственного бюджета возлагается на соответствующие органы государственной власти. Ответственность за осуществление расходов за счет местных бюджетов и трансфертов возлагается на Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов, городских, поселковых, сельских председателей (если не созданы соответствующие исполнительные органы).

Государство может передать Совету Министров Автономной Республики Крым или органам местного самоуправления право на осуществление расходов только при условии соответствующей передачи бюджетных ресурсов в виде закрепленных за соответствующими бюджетами общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) или их части, а также трансфертов из Государственного бюджета Украины.

Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов, городские, поселковые, сельские головы (если не созданы соответствующие исполнительные органы) обязаны обеспечить осуществление расходов, определенных из соответствующих местных бюджетов с соблюдением распределения этих расходов между бюджетами, определенным Бюджетным кодексом. Запрещается планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местных бюджетов Бюджетным кодексом, а также осуществлять на протяжении бюджетного периода расходы на финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов. Важная роль в регулировании межбюджетных отношений принадлежит межбюджетным трансфертам. Для определения распределения межбюджетных трансфертов используется финансовый норматив бюджетной обеспеченности. Он определяется путем деления общего объема финансовых ресурсов, направляемых на реализацию бюджетных программ, на количество жителей, потребителей социальных услуг или других контингентов.

Общий объем финансовых ресурсов, который направляется на выполнение бюджетных программ местными бюджетами, распределяется между видами расходов в соответствии с приоритетами бюджетной политики государства.

При расчете финансового норматива бюджетной обеспеченности может предусматриваться объем нераспределенных расходов, который объединяет виды расходов на те полномочия, за которыми установления нормативов нецелесообразно. Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности местных бюджетов корректируются коэффициентами, которые учитывают различия в стоимости предоставления социальных услуг в зависимости от следующих показателей:

- количества населения и потребителей социальных услуг;

- социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей (со времени их определения) административно-территориальных единиц.

Корректировочные коэффициенты утверждаются Кабинетом Министров Украины.

В Государственном бюджете Украины утверждается объем дотации и условия его исчисления, определенных соответствующими статьям Бюджетного кодекса. Если прогнозные показатели доходов бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов, городских (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) бюджетов превышают расчетный объем расходов соответствующего бюджета, вычисленный с применением финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов, для такого бюджета устанавливается объем средств, подлежащих передаче в Государственный бюджет Украины.

Коэффициент выравнивания применяется к вычисленного по формуле объема средств, подлежащих передаче в Государственный бюджет Украины, и определяется в пределах от 0,60 до единицы.

Городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) и районные советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах дотации выравнивания бюджетам районов в городах, бюджетам сел, поселков, городов районного значения и их объединений, а также средства, передаваемые из этих бюджетов.

Верховная Рада Автономной Республики Крым и соответствующие советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах такие виды межбюджетных трансфертов:

- субвенции на содержание объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего пользования;

- субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений;

- субвенции на выполнение инвестиционных проектов;

- прочие субвенции.

Предоставление государством налоговых льгот, уменьшающих доходы бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий, должно сопровождаться внесением изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период, предусматривающие предоставление субвенции на компенсацию соответствующих потерь доходов бюджетов местного самоуправления. Субвенция на содержание объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего пользования предоставляется с одного местного бюджета другом для компенсации этих расходов. Условия содержания объектов совместного пользования или ликвидации негативных последствий деятельности объектов совместного пользования и предоставления субвенции определяются на договорных началах между производителем субвенции и ее получателем.

Субвенции из Государственного бюджета Украины на выполнение инвестиционных проектов предоставляются из Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя с их последующим перераспределением для бюджетов местного самоуправления. Субвенции на выполнение инвестиционных проектов предоставляются на принципах конкурентности между бюджетами местного самоуправления и предусматривают финансовую участие бюджета получателя субвенции в осуществлении программы или проекта. Органы местного самоуправления, в которых среднегодовой фактический объем расходов на содержание бюджетных учреждений за три последних бюджетных периоды меньший объем, определенный в соответствии с финансовым нормативам бюджетной обеспеченности, имеют приоритетное право на получение субвенции на выполнение инвестиционных проектов. Основные принципы предоставления субвенций определяются отдельным законом, порядок и условия их предоставления определяются Кабинетом Министров Украины, а объем субвенций на следующий бюджетный период определяется Законом «О Государственном бюджете Украины».

Субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных общин могут предусматриваться в составе их бюджетов в случае, если другой орган государственной власти или местного самоуправления может выполнить эту функцию эффективнее. Условия и порядок предоставления субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных общин определяются соответствующим соглашением сторон.

Субвенции на выполнение инвестиционных проектов предоставляются с одного местного бюджета другом на основании договора между производителем субвенции и ее получателем.

Дотация выравнивания и субвенции из Государственного бюджета Украины местным бюджетам перечисляются со счетов Государственного бюджета Украины органами Государственного казначейства Украины, бюджета Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения и районным бюджетам. Перечисление средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя, бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения, районных и областных бюджетов, обеспечивается соответствующими органами Государственного казначейства Украины.

Порядок перечисления дотации выравнивания и субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам, средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, а также порядок перечисления межбюджетных трансфертов между местными бюджетами определяются Кабинетом Министров Украины и должны обеспечивать своевременность, равномерность, гарантированность и полноту перечисления трансфертов.

Регулирование межбюджетных отношений - это не только сбалансирования бюджетов и перераспределение бюджетных ресурсов, но и экономическая деятельность народнохозяйственного значения. В процессе межбюджетного регулирования воплощаются общегосударственные цели по созданию необходимых условий для экономического роста, развития производительных сил, ликвидации различий в уровнях развития отдельных территорий на основе экономически обоснованного обеспечения местных органов самоуправления соответствующими объемами финансовых ресурсов.

С целью укрепления базы доходов местных бюджетов представляется Целесообразным закрепить за ними доходы, поступающие в форме платежей за ресурсы. Такой подход обеспечит реализацию права собственности Местных советов на ресурсы, предоставленные в их распоряжение и пользование субъектам хозяйствования. Это будет способствовать повышению эффективности их использования и заинтересованности местных органов в расширенном воспроизводстве ресурсов и усилении контроля за их использованием. Кроме того, возникает потребность во введении местных налогов с доходов за перепродажу недвижимого имущества, автомобилей, технических средств и налога за загрязнение окружающей среды.

В целом совершенствование регулирования межбюджетных отношений относительно укрепления местных бюджетов и усиление их роли в формировании финансовой основы местного самоуправления нуждается в реформировании налогообложения на базе соответствующих научных исследований, изучения опыта зарубежных стран и внедрение их в практику бюджетного процесса в Украине.



Назад