Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

7.4.3. Экономические взгляды Тихона Степанова


Тихон Степанов родился в 1795 году в семье мелкого чиновника. Учился в Воронежской гимназии, после окончания которой в 1814 г. поступил в Харьковский университет. Еще в гимназии Тихон Степанов размышлял над проблемами жизни. В университете склонность к философским размышлениям значительно возросла, что оказалось в научных трактатах. В 1819 г. Т. Степанов получил степень кандидата "за отличие", а в 1821 г. повторно сдал экзамены и был удостоен звания кандидата юридических наук. В 1824 г. при Харьковском университете он защитил диссертацию на звание магистра политической истории и статистики на тему "О политическое равновесие".

На протяжении 1830-1832 pp. Т. Степанов опубликовал много статей, посвященных главным образом экономике. Он стал экстраординарным профессором Харьковского университета, заняв одно из ведущих мест среди его профессуры.

В 1833 г. ему предоставили возможность выступить на торжественном собрании по случаю основания первого в Восточной Украине университета. Рассматривая элементы развития человеческого общества, Т. Степанов высоко ставил человека. "Человек как явление - царь земли", - отмечал он. Среди наук особенно похвально отзывался Т. Степанов о политэкономии, систему которой, по его мнению, впервые выложили меркантилисты. На смену меркантилістам пришли физиократы, которые восхваляли производительность сельского хозяйства. "Наконец на горизонте политической экономии сошло ее настоящее светило, это система Адама Смита". Такая высокая оценка системы Адама Смита является убедительным аргументом того, что Т. Степанов был поклонником и последователем классической школы в политической экономии, а его взгляды развивались в русле тогдашней европейской и украинской традиции. Во всяком случае он имел предшественников в украинской экономической мысли. "Труд составляет главный источник богатства" - вот, по мнению ученого, краеугольный камень, который положил Адам Смит в основу своей знаменитой системы.

Далее молодой ученый рассмотрел предмет политической экономии. Экономические идеи, отмечал он, следует воспринимать критически, нельзя пренебрегать мнением простых людей. Научные гипотезы нередко воплощаются долго. Т. Степанов отмечал, что "только взаимное согласие теоретиков и емпіриків может способствовать быстрому и правильному развитию науки".

В духе классической экономической теории украинский ученый утверждал, что "природа, труд и капитал служат первыми источниками богатства". Говоря о развитии экономической теории В различных европейских странах, о ее связь со статистикой, Т. Степанов считал, что экономическая наука должна изучать не только общие, но и частичные законы в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. "Под именем политической экономии понимают собственно науку, которая занимается открытием законов народного хозяйства". Это общее определение политической экономии Т. Степанов пытался усовершенствовать. "Я, - писал он, - решил лучше определить политическую экономию наукой, что раскрывает законы физической жизни государств". Ученый считал, что с развитием собственно политэкономии ее предмет будет расширяться и конкретизироваться. Он предостерегал от отождествления политэкономии с политикой, высказал ряд интересных мыслей, которые можно использовать в политологии. Одним из узловых для политической экономии является вопрос об отношении между богатством и народонаселением, которое до сих пор не решен.

В этом контексте Т. Степанов выступил с критикой взглядов на развитие народонаселения Т. Малтуса. "Я решительно отвергаю их, как неразумные мысли, и верю в обратное". Он исходил из того, что:

1) нам неизвестны все пригодные для возделывания земли;

2) Англия, в которой появился проповедник законов народонаселения Т. Малтус, является маленьким клочком земли;

3) не определена будущая плодородие земельных площадей;

4) не доказано безошибочно ни с какими улучшениями будут обрабатывать землю, ни какие продукты споживатимуться.

По мнению Т. Степанова, пройдут века и потомки будут удивляться, что в наше время были писатели, взгляды которых приобрели такой огласки и которые занимались несправедливым трактовкой силы природы. Он советовал оставаться спокойным, быть уверенным в том, что "богатство к народонаселению и народонаселения к богатству, по законам Вечного, должны находиться в совершенной соразмерности". Ученый верил в то, что независимо от мрачных прогнозов в мире всегда будет баланс между населением и природными ресурсами, что соответствует законам гармонии.

Вторым важным вопросом экономической теории Т. Степанов считал проблему развития торговли, товарно-денежных отношений, сбалансированности экономических интересов. Большое значение ученый придавал образовании и морали. "Просвита, - писал он, - это свет моральное. Чтобы люди и народы могли успешно достичь цели своего благосостояния, нужно, чтобы они, насколько можно, больше пользовались этим светом". Человек наделен разумом и свободой. Этого достаточно, чтобы рано или поздно самоутвердити себя, чтобы на крепких моральных принципах стать обладателем на своей планете.

Ученый опирался на общечеловеческие морально-этические принципы, придавал человеку исключительного значения в хозяйственных процессах. Это является главным для понимания научного наследия Т. Степанова, который в своей вступительной лекции по политической экономии 5 августа 1835 г. отмечал: "Что это за общество, которое раздирает само себя, высасывает из себя кровь, с одной стороны, пожирает чужую собственность, без заслуг, без достоинства, что нежится среди изобилия, взлелеянное дарами благоприятного случая, гордое, презрительное, самоуправное, безотчетное, с другой стороны, подавлен безмерной трудом, усталое голодом, изможденное тяжкими бедами?., (после этого наш возраст может называться образованным, может похвастаться богатством?..) Пусть говорят это те, которым дается легко счастье этой жизни, а именно: политические спекулянты, которые рассеяны по углам всех званий, должностей, промыслов, низкий род льстецов, привилегированные лица, наделенные грамотами давности или нововведений на право пользоваться преимуществами удобствами... Но вы, Ш. П., не говорите этого, по крайней мере, с того времени, как вы начинаете изучать науку о общественную жизнь, понимать, как все должно быть в обществе, чтобы затем сравнить с тем, как все происходит на самом деле".

Приведенные слова - это только свидетельство того, как понимал Т. Степанов потребность изучения политической экономии. Они - свидетельство демократичности и смелости профессора, который в период политической реакции говорил словам правды до сердца и ума своих слушателей. С позиций естественного права и экономических законов ученый утверждает, что в обществе не должно быть бедности и угнетения. Преимущественно он ссылается на положение западноевропейских государств, которые раздирают социальные противоречия, раскрывает их колонизаторскую политику в других частях мира.

Украинский экономист болел за судьбу простых людей. Он хорошо понимал, что в своих апелляциях к справедливости иногда отходил от принципов экономической науки, предпочитал моральным ценностям. "Вас может удивляет то, почему я, отступив от политико-экономических исследований, увлекся так сильно чувством морального сожаления? До этого меня заставляет, Ш. П., нищее тяжелое положение многочисленного класса так называемых рабочих". Хоть внешне эти соболезнования ученого адресовались английским рабочим, но эти самые сожалении были продуктом конкретных украинских обстоятельств с присущими им кріпосницьким и чиновничьим взыском широких слоев населения.

Широко используя достижения западноевропейской экономической науки, ученый признался: "Не будем подражать их рабски". Эти слова актуальны и сейчас.

Основной политэкономической трудом Т. Степанова является его двухтомное издание "Записки о политическую экономию", первый раздел которого имеет название "Главные основы политической экономии", второй - "Идеи политической экономии". В первом томе автор раскрывает вопрос о создании богатства, его источники, роль в этом природы и труда, о продуктивные и непродуктивные классы, ценности, разделение труда, машины, о капитал и его рост, взаимоотношения производства и потребления. Во втором томе рассматриваются проблемы распределения богатства на зарплату, прибыль и ренту, национального дохода, процента, кредита и т. д., то есть речь идет о макроэкономические категории.

Выступая с позиций смітіанства, Т. Степанов считал, что каждый вид работы, деятельности должен пользоваться полной свободой в производстве. Он защищал свободу труда и предпринимательства, выступал против чрезмерного налогообложения беднейших слоев населения. Ученый был за то, чтобы налоги накладывать на тех, кто получает прибыль, а не взыскивать их подушно, как это делалось в Российской империи. В "Записках", что были по сути пособием по политической экономии, Т. Степанов критиковал Малтуса и его последователей, обосновал свое понимание экономических категорий и проблем общественного развития.

Особое внимание экономист обращал на проблему богатства, которое рассматривал с позиций классической экономической теории. Отрицая тем экономистам, которые отождествляли потребляемую и меновую стоимость, Т. Степанов отмечал, что богатство - это пользования вещами, их способность удовлетворять человеческие потребности, а не их меновые стоимости. Он, как и Адам Смит, придавал большое значение распределению труда в создании богатства, обмене и другим стадиям воспроизведения. "Природа, - писал Т. Степанов, - составляет собственно основу богатства, а физико-нравственная работа в строгом смысле - его источник".

Умер Тихон Степанов 20 мая 1847 г.



Назад