Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

10.1. Организация работы с составления, рассмотрения и утверждения бюджета


Бюджет как система всеобъемлющих финансовых отношений всегда был и остается важным инструментом влияния на социально-экономическое развитие общества. Через него проходит значительная часть денежных потоков, что обусловливает особое отношение к процессу организации и порядке составления, рассмотрения, утверждения и использования бюджетов и контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины. Бюджетный процесс регламентируется бюджетным кодексом и включает следующие этапы:

- составление проектов бюджетов;

- рассмотрение и принятие Закона «О Государственном бюджете Украины», решений о местных бюджетах;

- выполнение бюджета, включая в случае необходимости внесения изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины», решений о местных бюджетах;

- подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятия соответствующего решения.

Порядок принятия Закона «О Государственном бюджете Украины» установленный Бюджетным кодексом Украины. Весь бюджетный процесс от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их выполнении происходит в соответствии под контролем Верховной Рады Украины и местных органов самоуправления. Это повышает ор ганізаційний уровень органов управления, осуществляющих бюджетное планирование и исполнение бюджета.

Бюджет составляется на год, который в Украине совпадает с календарным: начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря. Бюджет составляется и утверждается до начала бюджетного года.

Составление бюджета относится к полномочиям государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местных Советов народных депутатов. Эти органы определены соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными Советами народных депутатов. Они также отвечают за исполнение бюджета и контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных средств.

Составление проекта связано с длительной подготовительной работой. ее осуществляет Кабинет Министров, Министерство экономики Украины, Министерство финансов Украины и другие органы на местах.

Для составления проекта бюджета разрабатываются основные программные макроэкономические показатели экономического и социального развития Украины на плановый год. Это, в частности, объем валового внутреннего продукта, показатели баланса финансовых ресурсов, баланса доходов и расходов населения, платежного баланса, валютного баланса и т.д. Главная задача, которую необходимо решить при составлении проекта Государственного бюджета, является обеспечение необходимыми средствами финансирования мероприятий экономического и социального развития государства. Через Государственный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между административно-территориальными единицами с целью выравнивания их финансового состояния, а также для надлежащего обеспечения каждой из них необходимыми финансовыми ресурсами.

На начальном этапе составления проектов бюджетов выполняются расчеты на базе обобщающих показателей, таких как: валовой внутренний продукт, баланс финансовых ресурсов, баланс доходов и расходов населения и т.д. На их основе определяется целесообразный уровень перераспределения ВВП, что осуществляется с помощью финансов. Потом выясняется необходимость и целесообразность перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему, то есть определяется доля финансовых ресурсов государства, которую нужно мобилизовать в бюджет для выполнения государством своих функций без одновременного усиления чрезмерных перераспределенных процессов. Чрезмерная нагрузка бюджета может повлечь негативные последствия и в экономической, и в социальной сферах. На следующих этапах осуществляется всесторонняя аналитическая работа над бюджетными показателями. Важнейшими в ней есть:

- обоснование показателей доходов и расходов бюджета с учетом влияния изменений уровня цен, заработной платы, норм материальных и денежных затрат;

- поиск возможного увеличения доходов бюджета и сокращение его расходов;

- учет изменений в системе налогообложения, уровня цен и действующего законодательства относительно бюджета;

- определение влияния внешнеэкономических факторов на объем доходов и расходов бюджета.

Для осуществления расчетов объема доходов и расходов бюджета привлекают работников научно-исследовательских институтов, ведущих специалистов министерств и ведомств и, в первую очередь, специалистов Министерства финансов Украины.



Назад