Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

10.2. Составление, рассмотрение и утверждение Государственного бюджета


Процесс составления, рассмотрения и утверждения Государственного бюджета начинается с того, что не позднее 1 июня года, предшествующего плановому, в Верховной Раде Украины проходят парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий год. С докладом об основных направлениях государственной политики на следующий бюджетный период выступает Премьер-министр Украины или, по его поручению, министр финансов Украины.

Проект Основных направлений государственной политики на следующий государственный период (Бюджетной резолюции) к Верховной Рады Украины подает Кабинет Министров Украины. Он содержит такие основные предложения:

а) предельный размер дефицита (профицита) бюджета Украины до прогнозируемого годового объема валового внутреннего продукта в процентах;

б) доля прогнозируемого годового объема валового внутреннего продукта, подлежащего перераспределения через сводный бюджет Украины;

в) предельный объем государственного долга и его структура;

г) доля межбюджетных трансфертов в расходах Государственного бюджета и коэффициент выравнивания для местных бюджетов;

д) доля капитальных вложений в расходах Государственного бюджета Украины и приоритетные направления их использования;

есть) взаимосогласованность Государственного бюджета Украины с местными бюджетами в следующем бюджетном периоде;

есть) изменения в законодательство, принятие которых необходимо для реализации бюджетной политики государства;

ж) перечень главных распорядителей средств Государственного бюджета Украины;

с) перечень защищенных статей расходов бюджета;

а) обоснование необходимости разделения сводного бюджета на общий и специальный фонды.

На основании парламентских слушаний Верховная Рада Украины принимает постановление об одобрении или принятии к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период (Бюджетной резолюции).

Всю текущую работу по составлению проекта Государственного бюджета выполняет Министерство финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины. Проект бюджета составляется на основе макроэкономических показателей экономического и социального развития Украины на плановый год. Прогнозируемые показатели на плановый год Министерство финансов Украины доводит до министерств, ведомств и других органов государственной власти. В двухнедельный срок министерства, ведомства и другие органы государственной власти представляют Министерству финансов свои предложения с соответствующими расчетами и обоснованиями.

После рассмотрения представленных предложений министерств, ведомств, других органов Министерство финансов составляет проект сводного и Государственного бюджетов Украины и представляет их на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Последний рассматривает на своем заседании, принимает постановление относительно Закона «О Государственном бюджете Украины» и подает его на рассмотрение Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.

К проекту Закона «О Государственном бюджете Украины» прилагаются следующие материалы:

а) пояснительная записка к проекту Закона «О Государственном бюджете Украины», которая должна содержать следующие материалы:

- информацию об экономическом положении государства и основные прогнозируемые макроэкономические показатели экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период, положенные в основу проекта Государственного бюджета Украины;

- оценку поступлений доходов и других средств (займов), предлагаемые для обеспечения финансовыми ресурсами расходов бюджета;

- пояснения к основным положениям проекта Государственного бюджета Украины и проекта Закона «О Государственном бюджете Украины», включая анализ прогнозируемых объемов расходов на выполнение функций, программ. Обоснование включают бюджетные показатели за предыдущий, текущий, следующий бюджетные периоды в разрезе классификации расходов бюджета;

- информацию об учете предложений Верховной Рады Украины к Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период, если они были приняты Верховной Радой Украины в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса;

- обоснование особенностей межбюджетных отношений;

- информацию относительно объемов государственного долга, в том числе по типу бюджетного обязательства, графика его погашения, объемов и условий заимствований;

- прогноз основных макроэкономических показателей экономического и социального развития Украины, показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на следующих три бюджетных периодах;

б) прогнозируемые показатели сводного бюджета Украины в соответствии с бюджетной классификацией и сводного баланса финансовых ресурсов Украины;

в) перечень льгот по налогам, сборам и другим обязательным платежам с расчетом потерь доходов бюджета от их предоставления;

г) сведения объема и структуры финансовых обязательств с государственного долга и государственных гарантий на текущий и следующий бюджетный периоды до полного погашения долговых обязательств, включая суммы на обслуживание государственного долга;

д) показатели расходов Государственного бюджета Украины, необходимых на следующие бюджетные периоды для завершения программ, которые учтены в проекте Государственного бюджета, при условии реализации этих программ в течение более одного бюджетного периода;

есть) информацию о ходе выполнения Государственного бюджета Украины в текущем бюджетном периоде;

есть) проекты смет всех государственных целевых фондов, которые создаются за счет налогов и сборов и обязательных платежей

в соответствии с законом;

ж) другие материалы, объем и форму которых определяет Кабинет Министров Украины.

Проект Закона «О Государственном бюджете Украины» должен быть представлен Верховной Раде Украины до 1 октября для предварительного рассмотрения комитетами Верховной Рады Украины. С докладом о проекте Закона выступает Министр финансов Украины или лицо, исполняющее его обязанности. Проект рассматривается в трех чтениях на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины и должен быть принят Верховной Радой Украины до 1 декабря текущего года, предшествующего плановому.

В принятом Верховной Радой Законе «О Государственном бюджете Украины» определяются следующие показатели:

а) общая сумма доходов общая сумма расходов с распределением на общий и специальный фонды и распределением расходов на текущие и капитальные;

б) предельный объем дефицита (профицита) бюджета Украины в следующем бюджетном периоде и источники его покрытия;

в) суммы доходов Государственного бюджета Украины в соответствии с бюджетной классификацией;

г) бюджетные назначения главным распорядителям средств Государственного бюджета Украины в соответствии с бюджетной классификацией;

д) бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;

есть) предельный размер государственного внутреннего и государственного внешнего долга Украины на конец планового года;

есть) размер оборотной кассовой наличности Государственного бюджета Украины.

В состав Государственного бюджета Украины включаются доходы и расходы целевых государственных фондов. Они утверждаются отдельно для каждого фонда. Текущие расходы целевых общегосударственных фондов утверждает Верховная Рада Украины в пределах доходов этих фондов. Расходы развития целевых государственных фондов могут быть сокращены Верховной Радой Украины. Полученные средства направляются на финансирование других статей расходов Государственного бюджета Украины. В то же время средства Пенсионного Фонда Украины запрещается тратить на другие цели, кроме предусмотренных Положением о Пенсионном Фонде.

Верховная Рада Украины принимает постановления о порядке введения в действие Закона «О Государственном бюджете Украины». Проект этого постановления разрабатывается и представляется в Верховную Раду Кабинетом Министров Украины.

Закон «О Государственном бюджете Украины» публикуется для всеобщего ознакомления.

Если Закон «О Государственном бюджете Украины» не принят Верховной Радой Украины до 2 декабря, то должно приниматься постановление о порядке финансирования текущих расходов. Действие данного постановления распространяется до принятия Закона «О Государственном бюджете Украины».

Если Верховная Рада Украины не примет такого постановления до 30 декабря, то действие Закона «О Государственном бюджете Украины» текущего года распространяется на следующий, кроме показателей по расходам развития.



Назад