Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

11.1. Расходы бюджета на государственное управление и судебную власть


Расходы на государственное управление - одно из основных функций государства - финансируются из бюджетов разных уровней.

Из Государственного бюджета финансируются расходы на обеспечение конституционного строя государства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства и другие непредвиденные Бюджетным кодексом Украины расходы, которые не могут быть переданы на исполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению. Они включают расходы на функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти, содержание Президента и его аппарата, финансовых и фискальных органов, общее планирование и статистические службы. За счет средств республиканского Автономной Республики Крым и бюджетов местного самоуправления, в том числе трансфертов из Государственного бюджета финансируются расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на исполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективного их использования на основе принципа субсидиарности. Из областных, районных и бюджетов самоуправления осуществляются расходы на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Они направляются на обеспечение прав и обязанностей Автономной Республики Крым и местного самоуправления, которые имеют местный характер и определены законами Украины. Ответственность за осуществление расходов за счет средств Государственного бюджета Украины несут соответствующие органы государственной власти. А ответственность за осуществление расходов за счет средств местных бюджетов и трансфертов возлагается на Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов, городских, поселковых, сельских председателей (если исполнительные органы не созданы).

Государство может передать Совету Министров Автономной Республики Крым или органам местного самоуправления право осуществления расходов только с одновременной передачей бюджетных ресурсов в форме закрепленных за соответствующими бюджетами общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) или их части, а также трансфертов из Государственного бюджета Украины.

Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов, городские, поселковые, сельские головы обязаны обеспечить осуществление расходов из соответствующих местных бюджетов с соблюдением распределения этих расходов между бюджетами, определенными Бюджетным кодексом. Не допускается осуществление расходов, не отнесенных к местных бюджетов, и расходов на финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов на протяжении бюджетного периода.

Расходы на государственное управление включают следующие расходы:

- на функционирование законодательной власти (аппарата Верховной Рады Украины, аппарата Верховной Рады Автономной Республики Крым, обеспечение деятельности народных депутатов, аппарата Счетной палаты Верховной Рады Украины, другие расходы);

- на функционирование исполнительной власти (аппарата Кабинета Министров Украины, аппарата Совета Министров Автономной Республики Крым и ее местных органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления);

- на содержание Президента и его аппарата;

- на содержание финансовых и фискальных органов (Государственной налоговой администрации Украины, местных государственных налоговых органов, Главного контрольно-ревизионного управления Украины, Главного управления Государственного казначейства Украины, местных органов Главного управления Государственного казначейства Украины, Таможенной службы Украины, на создание государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей, расходы на Компьютеризацию Государственного казначейства и других финансовых органов, расходы на изготовление марок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия);

- на общее планирование и статистические службы (проведение статистических обследований и переписей, прочие расходы на общегосударственное управление (изготовление орденов, медалей, документов к ним; изготовление и перевозку национальной валюты, приобретение оборудования для производства ценных бумаг и монет; производство бланков ценных бумаг и документов строгого учета; содержание Пробирной палаты Украины, содержание центра правовых реформ и законопроектных работ; содержание Фонда содействия становлению местного и регионального самоуправления; расходы на паспортизацию населения Украины; расходы на введение нового налогового и бюджетного законодательства);

- на содержание судебной власти и судов (Конституционного Суда Украины, Верховного суда Украины, областных судов, районных (городских) судов, Высшего хозяйственного суда, хозяйственных судов, военных судов).

Планирование расходов на содержание органов государственного управления происходит в форме составления индивидуальных и сводных смет доходов и расходов. Вместе со сметой утверждается штатное расписание органов государственного управления, включая их структурные подразделения. В нем указывается количество штатных единиц в разрезе структурных подразделений, должностные оклады для каждой должности и месячный фонд оплаты труда в расчете на одну должность.

Сметы центральных органов исполнительной власти независимо от источников содержание, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций утверждаются Министерством финансов Украины. Сметы и штатные расписания органов исполнительной власти, подчиненных министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, утверждаются руководителями этих министерств и других центральных органов исполнительной власти. Сметы управлений, отделов, других подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, районных государственных администраций утверждаются соответствующими государственными администрациями после предварительной проверки в областных, Киевскому и Севастопольскому городским финансовых управлениях. Сметы управлений, отделов, других подразделений районных государственных администраций утверждают районные государственные администрации после их предварительной проверки районными финансовыми отделами.

Планирование расходов на содержание органов государственного управления по категориям расходов экономической классификации осуществляется в таком же порядке, как и другими бюджетными учреждениями.

В составе расходов на государственное управление наибольшую долю составляют средства на оплату труда (около 75%).

Работники органов государственного управления имеют статус государственных служащих, оплата их труда производится в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. Заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок. Численность государственных служащих в Украине - 230 тыс. человек.

Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности выполняемых служебных обязанностей в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.01.1993 г. №35 «Об условиях оплаты труда работников аппарата органов государственной власти и других органов».

При условии постоянной нехватки бюджетных средств финансирование органов государственного управления осуществляется в основном в размерах, необходимых для обеспечения текущей деятельности. Главным образом это затраты на оплату труда, начисления на заработную плату и расходы на хозяйственное содержание учреждений и организаций.

Учитывая экономическую ситуацию в Украине, можно утверждать, что система органов государственного управления является структурно неопределенной и малоэффективной. Поэтому Указом Президента Украины от 20.11.1998 г. №1284/98 было начато административную реформу, ключевым направлением которого является создание системы государственного регулирования экономики Украины. Государственной комиссии по административной реформе и Кабинета Министров Украины было поручено разработать научно обоснованные критерии определения оптимальной структуры и численности работников аппаратов министерств и других центральных органов исполнительной власти.

Административная реформа в Украине - это не кратковременная кампания, а комплекс мероприятий, рассчитанных на длительную перспективу развития государства. Изменения в структуре центральных органов исполнительной в ди, введенные Указом Президента Украины от 19.12.1999 p. №1573/95, предусматривают перераспределение функций управления путем ликвидации лишних органов государственного управления или уточнения функций или статуса остальных из них. Изменения касаются прежде всего качественной стороны управления. Относительно определения количественных показателей сокращения штатов, то для расчета численности аппарата управления на государственном уровне экспертная оценка является недостаточной.

Для реформирования государственного управления нужен системно-функциональный подход, который позволит определить оптимальную для нашего государства структуру органов исполнительной власти и их численность.

Исходя из того, что система управления реализуется главным образом через взаимоотношения между работниками органов управления, эти отношения и, соответственно, соотношение численности аппаратов различных органов управления также носят системный характер. Так, рост доли частных предприятий должна уменьшать нагрузку на средние звенья государственного управления и соответственно увеличивать штаты на уровне предпринимательских структур. В целом сокращение государственного сектора приводит к повышению значения (на государственном уровне) органов функционального управления (комитетов и других ведомств) за счет министерств, осуществлявших отраслевое линейное управление.

Становление самоуправления также требует существенных изменений в распределении управленческого персонала, потому что подчинение коммунальных предприятий в основном низшим звеньям территориального управления требует их укрепления кадрами, которого можно достичь за счет сокращения штатов министерств, так и средних и высших звеньев территориального управления, из подчинения которых постепенно выводится коммунальное хозяйство. В зависимости от экономической ситуации меняются и приоритеты в развитии тех или иных отраслей, что также требует перераспределения численности работников министерств и ведомств, органов территориального управления.

В системе органов управления избыточная численность управленцев в тех или других звеньях не только не дает пользы для управления на низших звеньях, но и приводит к тому, что на низшие уровни поступает неоправданно большое количество распорядительных актов и указаний, более того, недогружены высшие органы начинают вмешиваться в дела низших, подменять их. Еще более опасной является недостаточная численность ра ботников в определенной звене. В таком случае природные недостатки в ее работе негативно сказываются на всех низших звеньях и не могут быть ими компенсированы даже при увеличении штатов. Ликвидация промежуточного звена линейного управления, как правило, вызывает необходимость усиления функциональных служб высшего органа управления. Таким образом, эффективность изменения численности аппарата данного органа управления следует рассматривать не локально, а лишь в системе органов управления.

Реформируя государственное управление, следует иметь в виду, что в сложных экономических условиях резкого сокращения аппарата управления без решения проблемы существенного повышения производительности труда государственных служащих может привести к дальнейшему ухудшению управляемости государством. Поэтому необходим переход на интенсивный путь совершенствования деятельности аппарата органов управления, а это требует решения ряда проблем как в теоретическом, так и в практическом направлениях, а именно: рационализации распределения функций органов управления; разработка научно обоснованной нормативной базы (определение общей численности служащих в сфере государственного управления с учетом возможностей их содержание государством); повышение квалификации служащих, улучшения их информационного обеспечения, повышения действенности материального стимулирования; совершенствования законодательного обеспечения государственной службы и контроля за его соблюдением.



Назад