Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

11.2. Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства


Финансирование расходов на национальную оборону предопределяется необходимостью защиты интересов государства в международном сообществе. Объем расходов на оборону определяется системой официальных взглядов военного характера, исходя из соотношения различных военных группировок в мире, направлений внешней политики Украины и других факторов.

Расходы на оборону - это направление финансовых ресурсов на оборону государства для содержания вооруженных сил, развития оборонной промышленности, проведение военных исследований и ликвидации их последствий. Они включают прямые, побочные и косвенные расходы.

Прямые расходы на оборону включают расходы на министерства и ведомства обороны государства, которые состоят из расходов на содержание и обучение личного состава вооруженных сил, приобретение, содержание и эксплуатацию вооружения, военной техники и имущества, военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на гражданскую оборону, военную помощь иностранным государствам и другие расходы. Они делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы на оборону связаны в основном с поддержкой боевой мощи вооруженных сил на достигнутом уровне. Они включают денежное содержание военнослужащих и заработной платы гражданского вольнонаемного персонала, расходы на медицинское обслуживание, транспортировка и другие виды обеспечения деятельности личного состава, а также расходы, связанные с эксплуатацией и ремонтом военной техники.

Капитальные затраты связанные с отображением материально-технического переоснащения вооруженных сил и развитие оборонной промышленности. Они включают расходы на военные научные исследования и опытно-конструкторские работы, закупки вооружения и военной техники, военное строительство.

Побочные расходы на оборону обусловлены содержанием вооруженных сил, ликвидацией последствий войны, перевооружением и т.д. Они включают выплаты пенсий и помощи ветеранам войны, инвалидам и семьям погибших, расходы по восстановлению разрушений, вызванных войной, возмещения ущерба, нанесенного военными действиями и т.д.

Косвенным считаются расходы, которые по своему характеру в значительной мере относятся к оборонительным, но включены в смет расходов гражданских министерств и ведомств.

Расходы на оборону финансируются исключительно из Государственного бюджета в размерах, которые ежегодно определяются Законом Украины «О Государственном бюджете Украины». В последние годы расходы на оборону сравнительно небольшие. Они составляют 5-7% расходов сводного бюджета. В то же время эффективность вооруженных сил определяется уровнем их боеспособности и боеготовности. Эти качественные показатели состояния вооруженных сил требуют значительного увеличения финансирования национальной обороны. Последнее обусловлено современными условиями реальных внешних угроз.

Финансирование органов и учреждений национальной обороны осуществляется на основе их смет доходов и расходов. Сводные сметы рассматриваются в Министерстве финансов Украины и включаются в проект Государственного бюджета Украины. Финансирование расходов на оборону осуществляется через Государственное казначейство Украины.

Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства обусловлены необходимостью защиты ее внешних и внутренних интересов. Финансирование правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства осуществляется в пределах объема денежных средств, утвержденных в Государственном бюджете через систему главных распорядителей бюджетных средств. Все эти расходы финансируются из Государственного бюджета, за исключением расходов на содержание подразделений милиции, которые финансируются за счет местных бюджетов.

Согласно функциональной классификации расходы бюджета на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства включают следующие расходы:

- расходы на содержание органов внутренних дел, к которым принадлежит материально-техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью; подразделений органов внутренних дел; подразделений государственно-патрульной службы и дорожного надзора; инспекции по делам несовершеннолетних; приемщиков-роз-подельников для несовершеннолетних; специальных приемщиков-роз-подельников;

- расходы на текущее содержание внутренних войск МВД Украины;

- расходы на содержание прокуратуры, которые включают расходы на текущее содержание Генеральной прокуратуры Украины и местных органов прокуратуры;

- расходы на уголовно-исправительные системы: учреждения и предприятия Украины по исполнению наказаний;

- расходы на Пограничные войска Украины, к которым относятся расходы на содержание Пограничных войск Украины и комплексную программу развития государственной границы Украины;

- расходы на Службу безопасности Украины, которые включают расходы на текущее содержание Службы безопасности Украины, антитеррористического Центра Службы безопасности Украины и материально-техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью;

- расходы на пожарную охрану, которые включают государственной пожарной охране и профессиональной пожарной охране;

- расходы на содержание Главного управления правительственной связи;

- расходы на содержание других правоохранительных органов, которые включают расходы управлений государственной охраны и специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений;

- расходы на содержание разведывательных органов;

- расходы, связанные с укреплением правопорядка за счет реализации конфискованного таможенными органами имущества, товаров и других предметов, конфискованных правоохранительными и другими уполномоченными органами, а также конфискованной валюты;

- расходы на содержание Национального бюро расследований.

Планирование расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства осуществляется по программно-целевому методу. К важнейших программ относятся: «Обеспечение защиты прав и свобод граждан, общества и государства от противоправных посягательств, охрана общественного порядка», «Охрана и оборона важных государственных объектов и сопровождение перевозки ядерных материалов по территории Украины», «Участие внутренних войск в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, конвоирования арестованных и осужденных и охрана подсудимых во время судебных процессов», «Развитие физической культуры и спорта среди работников правоохранительных органов и военнослужащих» и другие.

С целью удовлетворения потребностей отдельные службы правоохранительной деятельности совмещают свою деятельность с хозяйственной для привлечения дополнительных денежных средств. Это, в частности, выполнения определенной хозяйственной деятельности учреждений и предприятий по исполнению наказаний, службы пожарной охраны и т.п.



Назад