Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

11.3. Расходы бюджета на социальную защиту и социальное обеспечение населения


Ведущее место в расходах бюджетов всех уровней принадлежит расходам на социально-культурные мероприятия. За 2001-2003 гг. на них приходится 46,0 -56,2% расходов сводного бюджета (приложение Б). Из всех расходов на социально-культурные мероприятия около трети занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения (табл. 11.1).

Таблица 11.1 

Структура расходов сводного бюджета Украины на социально-культурные меры по 2000-2003pp. 

Показатель

2000

2001

2002

2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-культурные мероприятия всего

48148,6

100,0

55528,0

100,0

60318,9

100,0

75792,5

100,0

в т.ч. а) образование

7085,5

37,2

9557,1

37,4

12269,0

36,2

14977,7

37,8

б) охрана здоровья

4888,2

25,7

6238,9

24,4

7537,9

22,3

9708,2

24,5

в) социальная защита и социальное обеспечение

5985,2

31,4

8332,8

32,7

12643,9

37,3

12953,2

32,6

г) культура и искусство

634,0

3,3

830,2

3,3

804,7

2,4

1162,9

2,9

д) средства массовой информации

214,3

1,1

258,2

1,0

252,8

0,8

318,2

0,8

есть) физическая культура и спорт

253,3

1,3

302,4

1,2

352,1

1,0

564,2

1,4

есть другие)

-

-

-

-

8,3

 

7,2

 

К расходам на социальную защиту и социальное обеспечение населения относятся расходы, направленные на адресную поддержку малообеспеченных граждан, обеспечения прожиточного минимума различных групп населения, социальная защита лиц, оказавшихся в трудном положении, пенсионное обеспечение. Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи, расходы на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, расходы, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, другие расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения.

Законодательством Украины предусматривается социальная защита более двадцати различных видов помощи и льгот. К ним относятся следующие группы населения:

- ветераны труда и граждане пожилого возраста;

- военнослужащие;

- матери с детьми;

- инвалиды с детства и дети-инвалиды;

- дети, находящиеся под опекой или попечительством;

- граждане, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;

- участники боевых действий и ветераны Великой Отечественной войны;

- семьи с незначительными доходами;

- молодые семьи;

- другие категории населения.

Расходы на социальную защиту экономисты классифицируют по определенным признакам. Во-первых, по источникам финансирования расходы на социальную защиту делятся на те, которые обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета и за счет местных бюджетов. Из Государственного бюджета осуществляется финансирование мероприятий, связанных с возвращением и обустройством депортированного крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые вернулись в Украину, содержание пунктов временного размещения беженцев, оказание денежной помощи беженцам и другие расходы. Подавляющее большинство расходов на социальную защиту населения адресного характера, как государственная помощь семьям с детьми, государственная помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам, жилищные субсидии и другие, финансируются за счет выделения средств из Государственного бюджета в форме субвенций местным бюджетам.

Во-вторых, обеспечение социальной защиты определенных групп населения по расходам на реализацию общегосударственных и местных программ. К общегосударственным относятся программы всех видов помощь и компенсаций, содержание учреждений и учреждений социальной защиты, функционирование которых предусмотрено действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины. К ним относятся расходы, финансирование которых предусматривается Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми», «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», «Об органах и службах по делам несовершеннолетних» и другие.

Внедрение местных программ социальной защиты населения происходит на основе решений органов местного самоуправления. их финансирование производится за счет средств местных бюджетов.

В-третьих, с целью использования расходы на социальную защиту населения экономисты разделяют на следующие группы:

а) расходы на социальную защиту в связи с малозабезпеченістю.

К ним относятся помощи малообеспеченным семьям с детьми, государственная социальная помощь малообеспеченным семьям и т.п.;

б) расходы по цели использования, к которым относятся выплаты для компенсации утраченного дохода. Они включают расходы на выплату пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком-инвалидом и пособия по уходу за ребенком до 3-х лет. Сюда можно отнести индексации денежных доходов граждан;

в) выплаты, обусловленные компенсацией потери здоровья или имущества, к которым относятся компенсационные выплаты реабилитированным гражданам в соответствии с Законом Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине»;

г) расходы на социальную защиту населения по определенной целью их использования, обусловленные оказанием помощи в обустройстве организаций или временных пунктов и предоставлением льгот отдельным категориям населения. Это, например, расходы на содержание приютов для несовершеннолетних и пунктов временного размещения беженцев, а также предоставление льгот и привилегий отдельным категориям граждан;

По-четвертых, выплаты на социальную защиту населения могут осуществляться в денежной и натуральной формах. Причем денежные выплаты на социальную защиту могут происходить наличными денежными средствами и в безналичной форме. Единственной формой безналичных выплат являются жилищные субсидии. Выплаты в натуральной форме в основном применяются при реализации местных программ социальной защиты населения.

Развитие рыночных отношений требует постоянного анализа состояния социальной защиты населения и разработки мероприятий по установлению рационального баланса интересов государства, производителей и потребителей социальных услуг. Вся сложность принятия решений в социальной сфере заключается в необходимости одновременного обеспечения экономической эффективности расходов на социальную защиту и соблюдение социальной справедливости. Поэтому одной из важнейших задач обеспечения социальных гарантий населения является недопущение ослабление стимулов их экономической активности с одновременным поддержанием жизненного уровня всех граждан на приемлемом уровне. Важным условием эффективности финансирования социальных затрат является определение государственных социальных стандартов и нормативов в форме минимальной заработной платы, пенсии по возрасту и других видов социальных выплат и помощи.

Достаточно заметная роль в которой государству принадлежит пенсионному обеспечению. Гарантом пенсионного обеспечения в Украине является государство-главная составляющая системы социальной защиты населения. Реализацию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения осуществляют Министерство труда и социальной политики Украины и Министерство финансов Украины. Управление финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения осуществляет Пенсионный фонд Украины.

Пенсионное обеспечение осуществляется через выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, компенсационных выплат, дополнительных выплат нетрудоспособным гражданам преклонного возраста, инвалидам, лицам, потерявшим кормильца. Формирование средств на реализацию Государственной пенсионной программы обеспечивается за счет следующих поступлений:

- обязательных взносов субъектов хозяйствования;

- обязательных взносов граждан;

- дополнительных и обязательных сборов;

- средств Государственного бюджета;

- других поступлений.

Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень - солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (солидарная система), которая базируется на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий, предоставление социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда.

Второй уровень - накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (накопительная система пенсионного страхования), которая базируется на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат.

Третий уровень - система негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, которые предусматривает законодательство о негосударственном пенсионном обеспечении.

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют общеобязательное государственное пенсионное страхование. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Субъектами солидарной системы выступают:

- застрахованные лица, а в отдельных случаях - члены их семей и другие лица;

- страхователи;

- Пенсионный фонд;

- уполномоченный банк;

- предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий.

Субъектами системы накопительного пенсионного обеспечения выступают:

- лица, от имени и в интересах которых осуществляется накопление и инвестирование средств;

- предприятия, учреждения, организации и физические лица, которые осуществляют перечисление взносов в системы накопительного пенсионного обеспечения;

- Накопительный фонд;

- негосударственные пенсионные фонды;

- юридические лица, которые осуществляют административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и Управления их пенсионными активами;

- хранитель;

- страховые организации.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

- пенсия по возрасту;

- пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

- пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

- пожизненная пенсия с установленным периодом;

- пожизненная обусловлена пенсия;

- пожизненная пенсия супругов;

- единовременная выплата.

Так, согласно Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторыми другими законодательными актами Украины» 2505-IV от 25.03.05 p., начиная с 12.01.2005 г. минимальная пенсия по возрасту установлена на уровне прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность (в настоящее время она составляет 332 грн в месяц), если у мужчин 25, а у женщин - 20 лет страхового стажа. Но за каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин этот размер пенсии будет увеличиваться на 1 % пенсии, исчисленной в соответствии со ст. 27 Закона «О пенсионном страховании» (то есть той, которая была установлена во время пересчета, проведенного 01.01.04 г., назначена ли после этой даты), но не более чем 1% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Начиная с 31.03.05 г. пенсия, ежемесячное пожизненное денежное содержание (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством) не могут превышать 90% от суммы, на которую начисляются пенсионные взносы. В настоящее время эта сумма составляет 4100 грн., а потому максимальная пенсия - 3900 грн в месяц. Применение указанных минимальной и максимальной пенсий по возрасту будет действовать до следующих изменений В пенсионном законодательстве.

Важной составляющей социального обеспечения является финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи, финансирование расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, расходов, обусловленных ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, и других расходов.

Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних включает социальную защиту детей, лишенных семейного воспитания. Эти мероприятия осуществляют социальные учреждения «Приюты для несовершеннолетних». Создание приютов для несовершеннолетних в Украине начато в 1997 г., а в 2003 г. действовал 81 убежище на 3482 места. Средняя сумма годовых затрат в приютах на одного ребенка в 2002 г. составила 4,4 тыс. грн. Финансирование приютов для несовершеннолетних происходит за счет областных бюджетов.

Финансовое обеспечение молодежных программ и мероприятий осуществляется за счет Государственного и местных бюджетов. Подавляющее большинство расходов направляется на реализацию государственной политики улучшения социального положения молодежи, женщин и детей. В местных бюджетах более трети средств направляется на обеспечение молодежных программ и мероприятий, содержание учреждений отрасли и на развитие сети центров социальных служб для молодежи и клубов для подростков.

Финансирование расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов осуществляется за счет средств местных бюджетов. В этих учреждениях пожилые люди и инвалиды находятся на полном государственном обеспечении - питание, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости, пользуются медицинскими, культурно-просветительскими и бытовыми услугами. Они также получают часть назначенной им пенсии. Так, одиноким пенсионерам, проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, выплачивается 25 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту в месяц.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов могут действовать подсобные хозяйства и мастерские. Полученные доходы используются на улучшения культурно-бытовых условий престарелых и инвалидов. Кроме того, на финансирование этих учреждений могут направляться внебюджетные средства, добровольные пожертвования, средства благотворительных фондов и т.п.

Расходы, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения, финансируются за счет ассигнований Государственного бюджета. Они включают расходы на комплексное медико-санаторное обеспечения пострадавшего населения, его радиологическая защита и экологическое оздоровление территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, научное обеспечение работ и информационные системы, осуществления отдельных мероприятий Всеукраинской общественной организацией «Союз Чернобыль Украины» и другими общественными организациями по социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Другие расходы на социальное обеспечение включают расходы на мероприятия, связанные с возвратом депортированных из Украины, крымскотатарского народа и лиц других национальностей, денежную помощь беженцам и содержание пунктов временного размещения беженцев.



Назад