Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

11.4. Финансовое обеспечение социально-культурных учреждений и учреждений


Результатом деятельности социально-культурных учреждений и учреждений является создание духовных ценностей, социально-культурных и бытовых услуг в форме нематериальных благ и услуг областях образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д. Финансирование социально-культурных учреждений и учреждений в значительной мере зависит от уровня производительности труда в обществе: чем он выше, тем больше возможностей для направления финансовых ресурсов в социальную сферу. В то же время развитие социальной сферы играет значительную роль в формировании ВВП. Как утверждает академик НАН Украины а . чухно, начиная со второй половины XX в. научно-технический прогресс обеспечивает примерно 70% прироста производства.

Современная экономика и общество коренным образом отличаются от предыдущих. Это такой научно-технический уровень производства и производительности труда, за которого при сравнительно небольшой занятости материальное производство полностью обеспечивает материальные потребности, а основная масса занятых сосредоточена в социальной сфере, которая удовлетворяет образовательные, культурные, духовные потребности людей и их всестороннее развитие. Уже сейчас промышленный комплекс США функционирует благодаря лишь 10% занятых, а в сельском хозяйстве 2,5% работающих. Около 80% занятых приходится на социальную сферу - отрасли, которые обеспечивают всестороннее развитие человека.

Развитие техники и технологии производства увеличивает требования к человеку, к его образования, профессиональной подготовки, мастерства. В соответствии с этим возникает потребность в повышении образовательного уровня и совершенствования профессионального обучения, что, в свою очередь, требует соответствующего финансирования.

В настоящее время нематериальные блага и услуги социально-культурных учреждений и учреждений предоставляются потребителям безвозмездно или за плату. Но и в первом, и во втором случаях они получат денежную оценку на уровне расходов социально-культурных учреждений и учреждений. Источником финансирования расходов на создание бесплатных нематериальных благ и услуг являются средства, выделенные для этих учреждений из бюджетов различных уровней, а источником финансирования затрат при создании платных нематериальных благ и услуг являются доходы, полученные от их реализации в форме выручки.

Характер создание нематериальных благ и услуг и источники формирования средств для их воспроизведения определяются финансово-хозяйственной деятельностью социально-культурных учреждений и учреждений. При безвозмездном предоставлении нематериальных благ и услуг организация деятельности осуществляется на сметном финансировании, а деятельность этих заведений и учреждений, предоставляющих потребителям нематериальные блага и услуги за плату, осуществляется на началах коммерческого расчета.

Основным плановым документом, который подтверждает полномочия относительно получения доходов и осуществления расходов, является смета доходов и расходов социально-культурных учреждений и учреждений. На его основе определяется объем и направленность средств социально-культурных мероприятий и учреждений для выполнения своих задач и функций и достижения целей, намеченных на бюджетный период в соответствии с бюджетным назначениям.

Форма сметы утверждается Министерством финансов Украины. Он включает две составляющие:

- общий фонд, который содержит показатели объема поступлений общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций;

- специальный фонд, который содержит показатели объема поступлений из специального фонда бюджета и их распределение по полной экономической классификации на осуществление расходов специального назначения, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.

Формирование доходов специального фонда сметы происходит на основании расчетов доходов, которые составляются по каждому источнику, что предполагается на следующий год. За основу для определения планового поступления сборов и платежей в специальный фонд бюджета берутся такие показатели, как объем предоставления тех или иных услуг за соответствующими расчетными показателями (площадь помещений и стоимость оборудования, сдаваемого в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т.п.) и размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с действующим законодательством. Специальный фонд сметы предусматривает возведение показателей по всем источникам поступления средств в этот фонд и соответствующими направлениями использования.

Если в процессе определения учреждением специального фонда сметы плановые доходы превышают плановые расходы, рассчитанные на проведение мероприятий специального назначения, учреждение должно предусмотреть направление такого превышения указанных средств на приоритетные меры, необходимые для выполнения основных функций, но недостаточно обеспечены расходам общего фонда.

Неотъемлемой частью сметы есть план ассигнований. Он утверждается вместе со сметой. Для обеспечения своей деятельности бюджетное учреждение составляет индивидуальный смету и планы ассигнований по каждой выполняемой им функцией.

В основу сметных расчетов закладываются плановые показатели деятельности учреждения, обслуживающие контингенты (количество учеников, учебных групп или классов в учебном заведении, количество коек в лечебных учреждениях и т.д.). При этом учитывается период функционирования в течение года, что дает возможность использовать комплексные натуральные показатели в форме количества кровать-дней в больницах, дито-дней в детских учреждениях и другие показатели. Они служат расчетными единицами. Денежные расходы на расчетную единицу определяются в соответствии с нормами, которые обеспечивают функционирование и развитие бюджетного учреждения.

Составным элементом расчета объема расходов при сметном планировании является денежная норма. Она отражает в денежном выражении степень удовлетворения конкретной потребности. Поэтому необходимым условием совершенствования планирования расходов социально-культурных учреждений и учреждений является разработка научно обоснованных индивидуальных норм расходов, которые служат основой для разработки укрупненных, а затем и сводных финансовых норм. В настоящее время для сводного бюджетного планирования применяются нормы, которые устанавливаются на основе отчетных данных за прошлый период. Они в основном отражают различные уровни расходов в территориальном разрезе. В то же время нормы должны обеспечивать равные возможности для функционирования учреждений и учреждений, которые действуют в сравнительно одинаковых условиях.

Проекты индивидуальных смет состоят бюджетными учреждениями и рассматриваются высшим органом до утверждения соответствующего бюджета. Смета утверждается после утверждения в бюджете ассигнований для финансирования данного учреждения.

Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы в течение трех месяцев после утверждения соответствующих бюджетов проверяют правильность составления и утверждения смет и планов ассигнований. Одной из важнейших задач повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на содержание социально-культурных учреждений, является последовательное внедрение самофинансирования. Для этого в Украине сформированы необходимые экономические предпосылки, которые требуют соответствующих организационных изменений, прежде всего в сфере финансового планирования. Современные масштабы и уровень деятельности социально-культурных учреждений существенно изменяют соотношение источников финансирования расходов. При преобладании бюджетных ассигнований в структуре финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих учреждений, растет доля внебюджетных источников.

В последние годы наблюдается рост инвестирования субъектов хозяйствования в народное образование, подготовку кадров, здравоохранение, науку и культуру. Это обусловлено необходимостью усиленного воздействия социально-культурных учреждений и учреждений на развитие человека-одной из основных составляющих производительных сил, и через нее - на процесс воспроизводства.

Наибольший объем внебюджетных средств имеют в своем распоряжении высшие учебные заведения. Они составляют сегодня более 40 процентов общей суммы финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении. Основными источниками внебюджетных средств поступления за выполненные хозрасчетные, научно-исследовательские работы, за проведение курсовых мероприятий, платы студентов за обучение, продажи машинного времени электронно-вычислительной техники, сдачи в аренду на период летних каникул общежитий и т.д.

Деятельность социально-культурных учреждений и их формирование финансовых ресурсов выходит за пределы, отведенные бюджетными возможностями, в частности:

- расширение сферы их деятельности обусловливают соответствующие изменения структуры финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих учреждений;

- ограничение бюджетных ресурсов и увеличения внебюджетных средств не предусматривают их взаимосвязи и согласование в финансовом планировании и практическом использовании;

- действующий порядок планирования ограничивает возможности рационального и эффективного использования финансовых ресурсов, внедрение прогрессивных норм и нормативов и соблюдение режима экономии.



Назад