Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

11.5. Финансирование развития образования и науки


Система образования как специфическая отрасль сферы развития главной составляющей производительных сил общества - человека осуществляет формирование знаний и умений молодого поколения, его воспитание и подготовку кадров. Это непосредственно связан между собой комплекс последовательного учебно-воспитательного процесса людей: дошкольное образование общее среднее образование и профессионально-техническое, высшее и последипломное образование.

Принципы государственной политики в отношении образования закреплены в Законе Украины «Об образовании», принятом 23 мая 1991 г. и в изменениях и дополнениях от 23 марта 1996 г. К основным из них относятся:

- доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые оказывают государственные образовательные учреждения;

- равенство условий для полной реализации каждым человеком своих способностей, таланта, всестороннего развития;

- гуманизм, демократия, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

- органическая связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;

- независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций.

Украина обладает достаточно разветвленной системой государственного образования, что соответствует современному уровню развитых стран мира. В то же время надлежащее развитие образования требует значительных финансовых ресурсов. Расходы на образование в Украине ежегодно увеличиваются. Так, в 2001 г. они составили 17,2% сводного бюджета, в 2002 г. - 20,3% и в 2003 г.-19,8%.

Все расходы на образование в Украине делятся по следующим группам заведений и мероприятий:

1. Дошкольное образование:

- дошкольные учреждения образования.

2. Общее среднее образование:

- общеобразовательные школы (в т.ч. школа-детский сад, интернат при школе), специализированные школы, лицеи, гимназии, коллегиумы;

- вечерние сменные школы.

3. Учреждения образования для граждан, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации:

- общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные школы-интерната санаторного типа;

- общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- детские дома (в том числе семейного типа, приемные семьи);

- специальные общеобразовательные школы-интернаты, школы и другие учреждения образования для детей с недостатками в физическом или умственном развитии;

- общеобразовательные школы социальной реабилитации;

- помощь детям, находящимся под опекой, попечительством.

4. Внешкольное образование:

- внешкольные учреждения образования, мероприятия по внешкольной работе с детьми.

5. Профессионально-техническое образование:

- профессионально-технические учреждения образования;

- профессионально-технические училища социальной реабилитации.

6. Высшее образование:

- высшие учебные заведения i И II уровней аккредитации;

- высшие учебные заведения III и IV уровней аккредитации.

7. Последипломное образование:

- заведения последипломного образования III-IV уровней аккредитации (академии, институты, центры повышения квалификации, переподготовки, совершенствования);

- прочие учреждения и мероприятия в области последипломного образования.

8. Прочие учреждения и мероприятия в области образования:

- приобретение учебников;

- методическая работа, другие мероприятия по народного образования;

- служба технического надзора за строительством и капитальным ремонтом;

- централизованные бухгалтерии;

- группы по централизованному хозяйственному обслуживанию;

- другие учреждения образования.

Совершенствование содержания образования с учетом новых социально-политических реалий общества, современного уровня науки и техники заслуживает особого внимания. Для этого разработаны концепции языково-литературного образования, трудовой подготовки, профессионально-технического образования, новые учебные программы по естественно-математических предметов для средней школы, а также образовательные программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров.

Важным элементом государственной политики в области образования является реализация национальной доктрины развития образования, утвержденной Указом Президента Украины от 17 апреля 2003 года №347/2002 для улучшения качества учебно-воспитательного процесса, обеспечение уровня образования достаточного для технического, экономического и социального прогресса страны. Определив ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, Украина осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте Европейских требований и все настойчивее работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.

Финансирование учреждений и мероприятий образования, осуществляется на нормативной основе, не ограничивается средствами государственного и местного бюджетов, отраслей экономики, предпринимательских структур. При сохранении ориентации в основном на государственное финансирование образования учебным заведениям предоставлены широкие права для самостоятельного заработка денег на свое содержание, выискивая и используя альтернативные, внебюджетные средства.

Дополнительное финансирование образования включает следующие источники:

- средства, полученные за подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в соответствии с заключенными договорами;

- плата за предоставление дополнительных образовательных услуг;

- средства, полученные за научно-исследовательские работы (услуги) и иные работы, выполненные учебно-воспитательным заведением по заказу предприятий, учреждений, организаций и граждан;

- доходы от реализации продукции учебно-производственных мастерских, цехов, предприятий и от предоставления в аренду помещений, сооружений, оборудования;

- дотации местных органов власти;

- кредиты банков;

- добровольные денежные взносы, материальные и иные ценности, полученные от предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан.

Финансирование расходов по отдельным группам образовательных учреждений и мероприятий имеют свои особенности. В значительной степени они обусловлены типом заведений, режимом и характеру деятельности (например, детские сады с 9 и 11-часовым, и с 12 и 24-часовым пребыванием детей, дневная, заочная и дистанционная формы обучения в высших учебных заведениях и т.п.). В то же время объем расходов в значительной степени формируется под влиянием категорий расходов каждого образовательного учреждения.

На современном этапе социально-экономического развития Украины важная роль принадлежит составляющей социально-культурных учреждений и мероприятий - функционированию науки как результата деятельности общества и как производственной силы. Наука выступает главным условием развития научно-технического прогресса, средством роста эффективности общественного производства и обеспечения производства конкурентоспособной продукции.

В Украине действует широкая сеть научных учреждений с ее координирующим центром - Национальной академией наук Украины. Все научно-исследовательские организации общенаучного профиля находятся в ведении Национальной академии наук Украины и осуществляют разработку теоретических проблем, имеющих общегосударственное значение. Они включают научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, подчиненные различным министерствам и ведомствам, осуществляющим разработку проблем прикладного характера. За счет бюджетных средств в Украине финансируется почти треть научных и научно-технических работ. Это в основном такие научные мероприятия:

- фундаментальные исследования и разработки, в том числе оборонного характера;

- разработки, отражающие приоритетное направление развития науки и техники;

- прикладные научно-технические разработки общегосударственного значения;

- научно-технические разработки, реализуемые за сотрудничеством на основе межгосударственных соглашений.

Бюджетное финансирование научно-технических исследований осуществляется по следующим трем направлениям:

а) путем базового финансирования в форме поддержки фундаментальных исследований, выполняющих научные учреждения и высшие учебные
заведения;

б) целевое финансирование научно-технических программ и научных разработок и исследований по приоритетным направлениям науки и техники;

в) финансирование отдельных научных исследований и разработок на основе контрактов, которые прошли конкурсный отбор.

Поскольку бюджетные средства, направляемые на развитие науки, являются довольно ограниченными, то государство применяет финансово-кредитные рычаги для стимулирования субъектов научно-технической деятельности. Это, в частности, создание инновационных фондов, содействие организации и коммерческой деятельности коммерческих банков, основанных на различных формах собственности, а также осуществления льготного налогообложения и кредитования, введение ускоренной амортизации основных средств субъектов хозяйствования, осуществляющих работы из приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Объем расходов для каждого научного заведения определяется планами научно-исследовательских работ и отражается в смете по категориям расходов в соответствии с экономической классификацией. Значительную долю по сметам в большинстве научно-исследовательских организаций составляют расходы на оплату труда. Фонд заработной платы рассчитывают, исходя из структуры штата, утвержденной руководителем, типовых штатов для данной категории научных учреждений и действующей схемы должностных окладов.

Научно-исследовательские организации, которые финансируются за счет бюджетных средств, составляют смету доходов и расходов по установленной форме. Величина бюджетных ассигнований зависит от объемов работ, производственных показателей научно-технических исследований, бюджетных норм, нормативов, тарифов и т.п. Расходы для каждого научного учреждения формируются в зависимости от плана научно-исследовательских работ и находят свое отражение в смете по категориям расходов бюджетной классификации.



Назад