Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

11.7. Расходы бюджета на развитие экономики


Современные условия развития рыночных отношений в Украине требуют осуществления регулирования темпов и пропорций развития экономики. Это обусловлено тем, что, во-первых, в условиях перехода к рынку такие базовые отрасли экономики, как топливно-энергетические (угольная, нефтяная, газовая, энергетика), металлургия, аграрный сектор экономики не имеют достаточных финансовых ресурсов для надлежащего развития. Поэтому государственная финансовая поддержка им необходима. Во-вторых, без государственной финансовой поддержки не могут развиваться такие наукоемкие и технологически сложные производства, как машинные комплексы под различные промышленные и новейшие ресурсосберегающие технологии.

Необходимость государственной финансовой поддержки развития экономики в новых условиях обусловлена еще и тем, что с провозглашением государственной независимости встал вопрос о создании собственной экономики, поскольку народнохозяйственный комплекс Украины в условиях функционирования бывшего СССР был чрезмерно интегрированный. Структура отраслей экономики была ориентирована на потребности Союза и не соответствовала собственным потребностям Украины. В то же время расходы сводного бюджета Украины на развитие экономики в Украине имеют тенденцию к снижению. Это связано с тем, что круг предприятий государственной формы собственности уменьшается с одновременным увеличением количества субъектов хозяйствования с частной формой собственности. Структура расходов сводного бюджета Украины на развитие экономики характеризуют данные табл. 11.2.

В составе расходов сводного бюджета на развитие экономики наибольшую долю (от 39,2 до 57,1%) отведено на промышленность, энергетику и строительство. Они включают такие группы расходов:

а). Расходы на топливно-энергетический комплекс. Они включают расходы, связанные с реструктуризацией угольной промышленности, содержанием государственной военизированной горноспасательной службы, государственной поддержки угледобывающих предприятий, организацией и регулированием деятельности в области производства ядерного топлива, мероприятия, связанные с выводом из эксплуатации ЧАЭС, мероприятия по охране объектов атомной энергетики;

б) Расходы на конверсию и развитие предприятий оборонного и машиностроительного комплексов. К ним относятся расходы на финансирование мероприятий по конверсии предприятий оборонного комплекса и создание новых видов гражданской продукции, средства на развитие отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса, расходы специального назначения Госкомпромполитики Украины;

Таблица 11.2 

Структура расходов сводного бюджета Украины на развитие экономики за 2000-2003 pp. 

Показатель

2000

2001

2002

2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы на развитие экономики всего

466186,3

100,0

6727,5

100,0

5667,6

100,0

9176,6

100,0

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность, энергетика и строительство

3409,4

55,1

3842,9

57,1

2473,3

43,6

3595,0

39,2

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота

885,7

14,3

1094,8

16,2

1377,6

24,3

2803,8

30,6

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика

1891,2

30,6

1789,8

26,6

1816,7

32,1

2777,8

30,2

Доля расходов на развитие экономики в расходах сводного бюджета

 

12,8

 

12,1

 

9,4

 

12,1

 

в) Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Это, в основном, геологоразведочные работы, которые финансируются за счет отчислений добывающих предприятий, работы по изучению газоносности, разработка методов дегазации угольных пластов, решение проблем поиска, использования метана и т.д.;

г) Расходы на другие отрасли промышленности. Они включают расходы для осуществления консервации мощностей по производству тяжелой воды и других специальных объектов, расходы на реструктуризацию железорудных предприятий с подземной добыче руды.

Наблюдаются высокие темпы увеличения расходов сводного бюджета на сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота. За 2000-2003 гг. объем расходов на развитие и финансовую поддержку упомянутых отраслей деятельности вырос более чем в три раза (с 885,7 млн. грн. до 2803,8 млн. грн. в 2003 г.). За счет средств консолидированного бюджета, направляются на сельское хозяйство, финансируются следующие мероприятия:

1. Расходы на улучшение земельных ресурсов. К ним относится оплата работ по коренному улучшению земель, проведение земельной реформы, химическая паспортизация земель и т.п.

2. Расходы на сельскохозяйственное производство. Они направляются на реализацию государственных программ селекции в животноводстве и птицеводстве и растениеводстве, мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, противоэпизоотические мероприятия, поддержку производства продукции животноводства и растениеводства, финансирование затрат на закладку и уход за молодыми садами, виноградниками и ягодниками, государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и т.д.

3. Расходы на закупку сельскохозяйственной продукции и техники. Они включают меры, связанные с погашением задолженностей по закупке сельскохозяйственной продукции по государственному за речью (контракту) 1994-1997 гг., возврата бюджетной ссуды, предоставленной на закупку сельскохозяйственной продукции по государственному заказу (контракту) 1994-1997 гг., мероприятия, связанные с закупкой отечественной сельскохозяйственной техники на условиях финансового лизинга, возврат средств, предоставленных на приобретение сельскохозяйственной техники на условиях финансового лизинга, средства, которые поступят в счет погашение задолженности по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, для закупки сельскохозяйственной техники иностранного производства, переданной сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим субъектам хозяйствования.

4. Расходы на исследования и практические разработки в области сельского хозяйства. Это, в основном, разработка проектно-сметной документации, изготовление и испытание опытных образцов техники для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

5. Расходы на деятельность и услуги в области сельского хозяйства. В них включается финансирование хозяйств, находящихся в особо сложных климатических условиях, мероприятия, связанные с формированием государственного страхового семенного фонда и некоторые другие меры.

За счет бюджетных средств финансируются также расходы на развитие лесного хозяйства, рыболовства и охоты и водного хозяйства.

Развитие лесного хозяйства включает преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. В то же время финансирование лесного хозяйства направлено на создание национальной лісосировинної базы на основе интенсификации ведения лесного хозяйства и совершенствования технологий создания высокопродуктивных насаждений. Это предопределяет разработку системы борьбы с вредителями и болезнями лесов, применение экономически безопасных препаратов.

Важная роль в развитии экономики принадлежит транспорту, дорожному хозяйству, связи, телекоммуникациях и информатике. На их развитие за счет сводного бюджета направляется около трети всех расходов на развитие экономики. В основном это расходы на содержание соответствующих служб, которые обеспечивают организацию деятельности на поддержание упомянутых отраслей на соответствующем уровне.

В Украине заложены основы финансовой поддержки малого предпринимательства. В то же время через дефицит финансовых ресурсов реализация политики поддержки малого предпринимательства ограничивается авторитетом государства и законотворческой способностью. Финансирование проектов и программы развития предпринимательства осуществляется в форме финансовой помощи на условиях возврата средств и платности.



Назад