Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

7.4.4. Основатель теории потребностей Иван Вернадский


Яркой фигурой в истории экономической мысли классического направления был Иван Вернадский, который родился 24 января 1821 г. в Киеве в семье врача. Окончил Киевский университет, был награжден золотой медалью за философский труд "О душе". Получив стипендию кандидата в політекономи, И. Вернадский учился в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Англии. Посещал лекции известных ученых - К. Pay, M. Шевалье, Же. Бланки, имел возможность познакомиться с известными славістами П. Шафариком и В. Ганкалю. В 1847 г. защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию на тему "Очерк теории потребностей".

"В политической экономии, - И писал. Вернадский, - нет, возможно, ни одного предмета, объяснение которого было бы таким важным, как потребности. Как бы вы не ограничивали их круг, они все-таки остаются в ее пределах и притом той чертой, к которой, как к центру, будут тяготеть все выводы науки". И. Вернадский изложил свой взгляд на состояние изучения потребностей меркантилистами, физиократами и А. Смитом, которому и отдал предпочтение. На основе проведенного анализа И. Вернадский сделал вывод, что теорию потребностей к нему никто не преподавал ясно, четко и ярко. Важным требованием в выяснении теории потребностей, по его мнению, является включение в объект анализа общества и человека. Принципиальным требованием науки является доведение обобщений к универсализму, пригодных для математического оформления.

Ученый сделал всесторонний анализ национальных, индивидуальных, региональных и других видов потребностей, раскрыл их зависимость и объективный характер. Он доказал, что общество должно не противостоять, а способствовать удовлетворению потребностей. В интерпретации потребностей экономист отстаивал принцип свободы, углубляя классическую экономическую теорию в сфере изучения потребностей.

Труд И. Вернадского "Очерк теории потребностей" была созвучна с программными требованиями демократии, служила ей определенной теоретической опорой. В то же время она является свидетельством того, что украинского экономиста можно считать першодослідником теории потребностей, которая занимает особое место в экономической теории.

О природное дарование и профессиональную подготовку И. Вернадского свидетельствует хотя бы то, что за два года после магистерской диссертации он защитил в Московском университете докторскую диссертацию, посвященную критически-историческому исследованию итальянской политэкономической литературы до начала XIX в. В этой труда И. Вернадский придерживается взглядов, которые изложил в Очерке "теории потребностей". Отметив целесообразности историко-сравнительного анализа, он осветил историю итальянской экономической мысли от античных времен. Ученый отметил, что для итальянской экономической мысли характерно рациональное разграничение этапов и направлений. На взгляд И. Вернадского, в итальянской экономической мысли можно выделить два главных направления: к первому относятся сторонники государственного вмешательства в хозяйственные дела, до второго - сторонники свободы хозяйственной деятельности. Действительно научным есть тот метод, которого придерживались А. Смит и его последователи.

Проанализировав основные этапы развития итальянской экономической мысли в общеевропейском контексте, украинский ученый сделал такой вывод: "В развитии политической экономии можно отличить три момента - сначала она предлагает планы для государственной экономической деятельности, затем занимается исследованием экономических явлений и, наконец, на основе исследования строит теорию".

Следуя постулатов классической школы в политической экономике, И. Вернадский не во всем был ее сторонником. Например, относительно интерпретации труда он утверждал, что в самой ее идеи заложена производительная сущность. "Непроизводительного труда нет", - писал он. Некоторую непоследовательность можно обнаружить и в других политэкономических толкованиях И. Вернадского, что лишает его теорию должной методологической "чистоты", если исходить из позиций классической школы.

В 1846-1849 pp. И. Вернадский преподавал различные курсы экономики и экономической статистики в Киевском университете. Выдающийся демостатистик М. Птуха писал о том, что И. Вернадский был первым представителем числового направления в университетской статистике. Кстати, в отчете Московского университета по 1850-1851 pp. о И. Вернадского, который там начал работать с 1850 г., записано: "В развитии отдельных рубрик руководствовался классическими произведениями в двух науках (статистики и политической экономии. - С. 3.) и лучшими монографиями".

С самого начала в научно-педагогической творчества И. Вернадского ведущими были политэкономические и статистические исследования. Экономической теории он посвятил две диссертационные работы, а также ряд публикаций, каждая из которых раскрывает ту или иную грань мировоззрения ученого. С этой точки зрения заслуживает внимания напечатан 1858 года с разрешения Главного педагогического института в Москве пособие "Проспект политической экономии", в котором кратко, но достаточно полно освещены экономическую теорию в ее направлениях и школах.

"Политическая экономия как наука, - писал И. Вернадский, - в данный момент своего развития является преимущественно теория труда, или теория ценности". Это утверждение ученый высказывал не раз, подтверждая свою приверженность классической школы в политэкономии. Свойство вещи удовлетворять потребность И. Вернадский называл достоинством, что создается трудом. Удовлетворение потребности другого лица или содействие этому называется услугой. Отношения между потребностями при взаимном их удовлетворении образует ценность. "Ценность, - твердил экономист, - это отношение между двумя обмениваемыми услугами. Здесь меновая ценность или цена заключается в выражении этого отношение определенными, определенными предметами".

В духе классической экономической школы И. Вернадский выяснил другие экономические понятия и категории, в частности, труда и капитала. Труд, по его мнению, является источником богатства, она всегда продуктивна. Труд и капитал - единственные факторы производства. Ученый отмечал, что "капитал вообще имеет способность к постоянному увеличению". Он считал, что "одна из важных условий каждой отрасли промышленности, без сомнения, заключается в капитале неречовому (духовном)". Это рассуждение стоит отметить хотя бы потому, что оно не раз присутствовало в концепциях украинских экономистов, которые отдавали должное духовности в хозяйственном развитии. Оно подтверждено практикой хозяйствования. Интересно, что обоснование И. Вернадского условий и факторов роста производительности труда впоследствии занял видное место в "Капитале" К. Маркса.

Украинский экономист рассмотрел соотношение потребностей и труда, закон обращения или обмена, цены и торговли, доходность, зарплаты, народный (национальный) доход и другие экономические категории. Обмен, по его мнению, - это совокупность спроса и предложения, заработок зависит от соотношения труда и капитала. Кстати, в зарплату он включал и ту часть, которая идет на развитие семьи, ее духовность. Поэтому зарплата, И писал. Вернадский, определяется уровнем развития общества. "Владение и труд составляют главное условие образования ценностей и основу всякого правильного хозяйства, как система экономической деятельности". Следовательно, под хозяйством И. Вернадский понимал систему экономической деятельности, важным двигателем которой является соперничество (конкуренция). Соперничество - это жизненная основа экономического мира.

И. Вернадский во взглядах на другие экономические категории стоял на позициях свободного предпринимательства со всеми его стоимостным, финансовыми и рыночными атрибутами. Он не воспроизводил механически теории экономистов-классиков, потому что несколько воспринял и от их преемников, но в целом принадлежал к экономистов А школы. Смита - Д. Рикардо. В этом убеждает и очерк И. Вернадского по истории политической экономии.

Заключение И. Вернадского из проведенного анализа заключался в том, что историю экономической науки надо разделить на период до А. Смита и после него. В оценках теории А. Смита и его непосредственных предшественников И. Вернадский воспользовался исследованиями М. Балудянського. И. Вернадский выступил одним из самых активных сторонников ликвидации крепостного права. Исходя из позиций классической политэкономии, признавая объективность экономических законов, украинский ученый в своих исследованиях и публикациях отстаивал освобождение крестьян от крепостного права с землей, выступал против тех реформаторов, которые доказывали законность выкупа крестьянами повинностей.

И. Вернадский был противником тех кабальных условий наделения крестьян землей, которые подготавливали реформаторы. В 1859 г. он напечатал статью "Миллиард и туман", в которой остро критиковал попытки заставить крестьян оплатить помещикам миллиард за дарованную свободу. Ученый превратил свое издание "Экономический указатель" на трибуну разоблачения помещичьих проектов выкупа даже тогда, когда они пропагандировали такие концепции завуалировано. Говоря о проектах капитализации барщины, И. Вернадский спрашивал: "не будет Ли это премия тому, кто вредил общем благосостояния и делал то, на что не имел права?". Ученый отстаивал свободное развитие всех сфер экономики. Накануне и в период аграрной реформы 1861 года он выступал не только против крупного помещичьего землевладения и аграризації Российской империи, но и концепций "общинного социализма" М. Чернышевского и его единомышленников. Последний назвал И. Вернадского своим "первым противником". М. Чернышевский утверждал, что выступления против его концепции общинной собственности, в том числе И. Вернадского, опирались на теории "старой экономической школы".

Представитель классической экономической школы И. Вернадский был носителем украинской социально-экономической ментальности. Большой поклонник Тараса Шевченко он находился в дружеских отношениях с украинским интеллектуальным окружением.

I. Вернадский утверждал, что труд является "главным и единственным источником богатства". По его мнению, труд - необходимое условие для того, чтобы совместить предмет с потребностью. Благодаря труда возникают отношения человека к предметам и людям. "Труд делается цементом, который объединяет все общество". Он считал, что стоимость определяется трудом различал стоимость и потребляемую стоимость, понимал роль труда в опосередкуванні связей человека с природой, а также отношения между людьми.

Ученый не соглашался с субъективными определениями цены и стоимости. "Ценность, - писал он, - не изменится от нашего рассуждения или от нашего понимания, она заложена в природе наших отношений и в свойствах вещей. Наше незнание, наши лень или наша неряшливость, а иногда и наша гордыня могут изменить цену вещей, повысить или понизить ее, но это мало соответствует истинной ценности, как сумма усилий, необходимых для выработки этих вещей в конкретный момент, как воровская цена или приобретение насилием".

И. Вернадский отстаивал передовые самые развитые формы промышленного производства. Он понимал, что рост машинного производства ведет не к сужению, а к расширению рынка. В этом была большая преимущество украинского экономиста над многочисленными его оппонентами, которые не видели этой зависимости между ростом машинного производства и расширением рынка. Своими соображениями о связи машинного производства и расширение рынка И. Вернадский на склоне лет якобы передавал эстафету своему выдающемуся соотечественнику М. Туган-Барановскому, который в год смерти последнего поступил в Харьковский университет. Умер И. Вернадский в Петербурге в 1889 году.

Итак, классическая школа в политической экономии свидетельствует о зрелости экономической науки с ее собственным понятийно-категориальным аппаратом. Она четко отражена в исследованиях Адама Смита и Давида Рикардо. Заметный вклад в классическую экономическую теорию сделали другие экономисты, в том числе и украинские.

Они вместе утверждали экономическую науку на новом историческом витке ее развития, подготавливали почву для ее дальнейшего продвижения.

Крупнейшей заслугой классической школы в политической экономике является то, что она свела достижения экономической мысли в единую систему. Именно благодаря этому экономическая теория приобрела формы самостоятельного знания. Это был качественно новый этап в развитии экономической теории.

Литература

1.  Голубка С. Экономическая система В. А. Балудянського. - Львов, 1998.

2.  Злупко С. М. Украинская экономическая мысль в персоналиях: Текст лекций. - Львов, 1994.

3.  Малтус Томас Роберт. Исследование закона народонаселения. - К., 1998.

4.  Рикардо Д. Сочинения: В 5 т. - М., 1955-1961.

5.  Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов: В 2 т. - М., 1935.



Назад