Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

12.1. Экономическое содержание государственного кредита


Государственный кредит представляет собой специфическую звено сферы государственных финансов. По экономическому содержанию он не вписывается в сферу государственных финансов, поскольку не имеет ни отдельного фонда денежных средств, ни отдельного органа управления. В то же время государственный кредит представляет особую форму финансовых отношений государства, что предопределяет необходимость выделения в отдельное звено.

Государственный кредит служит средством мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для удовлетворения таких потребностей государства:

- финансирование дефицита государственного бюджета;

- поддержка платежного баланса и пополнения валютных резервов;

- мобилизация денежных средств для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий государства, установленных законом Украины в каждом конкретном случае.

По форме привлечения денежных средств государственный кредит подразделяется на государственные заимствования и гарантии.

Государственные заимствования - это привлечение государством в лице Кабинета Министров Украины Министерство финансов Украины денежных средств, иного имущества и имущественных прав, что предусматривает принятие обязательств в отношении денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности.

Государственная гарантия - это обязательство государства в лице Кабинета Министров Украины, который действует через Министерство финансов Украины, полностью или частично выполнить платежи в пользу кредитора в случае невыполнения заемщиком, иным, чем государство Украина, обязательства по возврату денежных средств на условиях срочности и платности.

Основными способами реализации государственных гарантий и заимствований могут быть:

- эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг;

- заключение соглашений о займе и гарантийных соглашений;

- другие способы, предусмотренные законодательством Украины.

Государственный кредит отражает отношения между государством как заемщиком или гарантом и населением, субъектами хозяйствования и субъектами других государств или государства - кредитодателями. Финансовые ресурсы для государственного кредита принимаются на добровольной основе, на определенный срок и за определенную плату в виде процента.

Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны государства могут выступать такие органы и учреждения:

- Кабинет Министров Украины;

- органы власти Автономной Республики Крым;

- органы местного самоуправления;

- Министерство финансов Украины.

Государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирования и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Полученные через государственные займы денежные средства поступают в распоряжение субъектов государственно-кредитных отношений со стороны государства, которые превращают их в дополнительные финансовые ресурсы. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают денежные средства Государственного бюджета. В то же время государственный кредит основывается на принципах возвратности, срочности и платности. Это в значительной степени предопределяет его кредитный характер. Использование денежных средств государственного кредита на финансирование производственных программ, создание новых рабочих мест, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей в значительной мере объединяет его с банковским кредитом.

По экономическому содержанию государственный кредит является формой вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником выступают свободные денежные средства населения и хозяйственных субъектов. Использования государственного кредита для покрытия дефицита Государственного бюджета оправдывается лишь тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового положения государства, чем покрытие дефицита бюджета за счет денежной эмиссии.

Государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контролирующую функции.

Суть распределительной функции государственного кредита заключается в том, что он является формой вторичного перераспределения ВВП, доходов и накоплений, часть которых перераспределяется через бюджетную систему в форме налогов, сборов и платежей, а другая - может выступать как ссуда государстве. Перерозподільний характер государственного кредита оказывается при выплате доходов кредиторам за счет Государственного бюджета, который более чем на 70% составляют налоги, полученные от юридических и физических лиц.

С помощью распределительной функции государственного кредита, обеспечивается формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов государства. Как заемщики субъекты государственно-кредитных отношений со стороны государства мобилизуют дополнительные денежные средства для финансирования своих расходов.

Используя регулирующую функцию государственного кредита, государство может осуществлять соответствующее влияние на денежное обращение и уровень процентных ставок на финансовом рынке путем покупки-продажи государственных ценных бумаг, а также на развитие производительных сил и занятости, инвестируя финансовые ресурсы в производственную сферу и научно-технический прогресс.

Контрольная функция государственного кредита обеспечивает целевое использование финансовых ресурсов, своевременность возврата долговых обязательств и уплаты по ним процентов.

Наличие государственного кредита приводит к государственному долгу. В целом государственный долг состоит из двух частей:

а) всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств в форме облигаций и казначейских обязательств;

б) непогашенных внутренних и внешних долговых обязательств государства. Они включают гарантии, выданные местным органам власти и хозяйственным субъектам за полученные кредиты в иностранных заемщиков.

Объем государственного долга в значительной мере характеризует состояние экономики и финансов государства и отражает эффективность деятельности правительственных структур государства. Поскольку источником покрытия государственного долга являются доходы бюджета, которые более чем на 70% составляют налоговые поступления, то вполне справедливо, что величина долга - это авансом полученные у населения налоги.

Долговые обязательства в Украине регулируются Законом «О государственном внутреннем долге Украины», принятым в 1999 г. Им определено, что государственным внутренним долгом Украины есть срочные долговые обязательства Правительства Украины в денежной форме.

Государственный внутренний долг Украины гарантируется всеми активами общегосударственной собственности.

Общий объем внутреннего долга Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая возникает по текущим долговым обязательствам Правительства Украины. К его долговых обязательств принадлежат выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные Правительством Украины, и полученные им кредиты. В состав долговых обязательств Правительства Украины включается также часть долговых обязательств правительства бывшего Советского Союза, взятых на себя Украиной.



Назад