Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

12.2. Государственный долг Украины и его обслуживание


Каждая страна, в том числе и Украина, с целью наиболее эффективно использовать свои финансовые ресурсы, активизировать предпринимательскую деятельность пытается привлечь дополнительные капитальные вложения в развитие своей экономики. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в форме кредитов является предпосылкой возникновения государственного долга.

По экономической сути государственный долг определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами (резидентами и нерезидентами) по перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возвратности, срочности и платности.

По условиям привлечения денежных средств различают внутренний и внешний долг.

Внутренний государственный долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами, то есть задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный долг - это совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствований государства на внешнем рынке.

Внешний государственный долг имеет следующие две составляющие:

- долг органов государственной власти и управления, который возникает в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на международных рынках капиталов. Эта часть государственного внешнего долга погашается и обслуживается за счет средств Государственного бюджета и средств Национального банка Украины;

- долг субъектов хозяйствования, гарантированный Правительством. Он погашается и обслуживается субъектами хозяйствования - заемщиками. Однако в случае невыполнения долговых обязательств субъектами хозяйствования перед иностранными кредиторами вступает в силу государственная гарантия и погашения и обслуживания таких кредитов осуществляется Государственным казначейством за счет средств Государственного бюджета.

Государственный долг можно разделить на две составляющие:

- капитальный, который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату;

- текущий, что состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном периоде.

Погашение и обслуживание государственного долга осуществляется путем проведения платежей по выполнению долговых обязательств перед кредиторами относительно уплаты основной суммы долга, процентов по ней и сопутствующих расходов, предусмотренных условиями выпуска государственных ценных бумаг, соглашениями о займе, государственными гарантиями и другими документами.

Погашение долга - это выполнение долговых обязательств перед кредиторами относительно уплаты основной суммы долга, определенной соглашением о займа или номинальной стоимости государственных ценных бумаг.

Обслуживание долга - это комплекс мер государства, направленных на погашение займа, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения займов.

Проценты (проценты) - это доход, выплачиваемый на пользу кредитора по условиям соглашения о займе или о выпуске государственных ценных бумаг.

Погашение и обслуживание государственного долга может осуществляться в денежной форме, а по соглашению с кредитором - путем поставки товаров (услуг), зачета встречного требования и другими средствами в соответствии с действующим законодательством Украины.

Государственный долг можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, государственное заимствование способствует экономическому росту, а с другой-долг увеличивает нагрузку на Государственный бюджет. Поэтому решение вопроса о государственном кредите должен найти оптимальное соотношение между инвестициями, экономическим ростом и внутренними и внешними заимствованиями.

Современная мировая практика выработала такие способы корректировки политики государственного долга, как новация, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, реструктуризация, аннулирования.

Новация - это договоренность между заемщиком и кредитором относительно изменения определенного кредита и других обязательств.

Конверсия - это изменение доходности по кредитам. Она происходит при условии изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшением финансового состояния государства, что характеризуется ограниченными возможностями уплаты предусмотренного дохода.

Консолидация - это переоформление обязательства на ранее полученный кредит на новый кредит с целью его продления на новый срок. То есть обязательства предыдущего кредита переоформляется на новый срок в форме облигаций.

Унификация - это объединение нескольких кредитов в один, чем упрощается управление государственным долгом. Унификация может проводиться отдельно от консолидации или в сочетании с ней.

Отсрочка погашения долга означает перенос сроков выплаты задолженности. За период переноса погашения долга выплата доходов не проводится.

Реструктуризация долга представляет собой использование указанных способов корректировки долга в комплексе или частично.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности. В то же время авторитет государства зависит от объективности позиции государства о признании (непризнании) ею своих долгов и обеспечения их полного погашения в определенные сроки. Основным задача современной долговой политики Украины является постепенное уменьшение долговой нагрузки бюджета и экономики страны. Большой объем долга государства, в частности перед внешними кредиторами, создает угрозу финансовой безопасности государства.

Финансовая безопасность характеризуется таким состоянием финансовой денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной и налоговой систем, который способен обеспечить эффективное функционирование национальной экономики и экономический рост государства путем сбалансированности, стойкости и противодействия к внутренних и внешних негативных воздействий на ее развитие.

Для оценки состояния государственного долга в международной практике используются различные показатели относительно возможности страны по его обслуживанию. Так, Всемирный банк исходит из того, что критическим уровнем государственного внешнего долга являются более 50% от валового внутреннего продукта. А по требованию Маастрихтского соглашения государственный долг не должен превышать 60% валового внутреннего продукта страны. По оценкам специалистов, Украина имеет средний уровень внешнего долга.

Состояние внешнего долга государства можно охарактеризовать с помощью таких показателей:

а) соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (критический уровень составляет 80-100%). За последние годы для Украины этот показатель составляет около 40%;

б) соотношение плановых платежей по обслуживанию долга к валютных поступлений государства. Этот показатель характеризует ликвидность позиции экономики страны. Он свидетельствует о платежеспособности страны на ближайшую перспективу (приемлемым считается значение этого показателя на уровне 20-25%). В последние годы для Украины этот показатель составляет менее 16%;

в) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель применяется для оценки долгосрочной платежеспособности (критический уровень 200-250%). За последние годы в Украине этот показатель не достигает 60%.

Для улучшения управления обслуживание внешнего и внутреннего долга бюджетным кодексом Украины установлено, что основной объем государственного долга не должен превышать 60% фактического годового объема ВВП Украины. Кроме того, предельные объемы государственного внутреннего и внешнего займа Украины и предоставления государственных гарантий осуществляются в пределах, устанавливаемых на каждый бюджетный период. Так, согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» предельный размер государственного внутреннего долга Украины установлен в сумме 15,57 млрд. гривен и в сумме 1,32 млрд. долларов США, предельный размер государственного внешнего долга Украины - в сумме, эквивалентной 8,86 тыс. долларов США.

Чтобы предотвратить кризисной ситуации в сфере государственного кредита, необходимо совершенствовать систему управления государственным долгом на основе разработки стратегии управления кредитными обязательствами. Главной целью стратегии государственного кредита, в том числе внешнего, является определение оптимальной структуры и объема государственного долга с целью снижения стоимости обслуживания долга и минимизации риска, который возникает при получении кредитов.



Назад