Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

13.1. Организация и порядок исполнения бюджета


Исполнение бюджета представляет собой процесс обеспечения полного и своевременного поступления доходов с каждого источника и непрерывное финансирование всех мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Своевременность и полнота поступления доходов определяет непрерывность финансирования социально-культурных мероприятий, обороны, правоохранительных органов, развитие экономики и других расходов государства. Главная цель исполнительного бюджета заключается в самой полной мобилизации резервов, инвестировании производства для получения дополнительных доходов бюджета и жестком режиме экономии материальных и финансовых ресурсов. Для этого Кабинет Министров Украины, государственные администрации областей и районов и местные Советы народных депутатов организуют выполнение бюджета через Министерство финансов Украины, финансовые управления областных и отделы районных государственных администраций и финансовые отделы исполнительных комитетов Советов народных депутатов.

Выполнение общегосударственного бюджета организует Министерство финансов Украины. Оно осуществляет мероприятия по мобилизации средств и финансирование субъектов социальной сферы, социального обеспечения и социальной защиты малообеспеченных слоев населения, финансирование управления, обороны и правоохранительных органов, финансирование экономики и других мероприятий. Как орган государственного управления Министерство финансов Украины воплощает в жизнь финансовую политику государства, то есть осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов Государственного бюджета и всей бюджетной системы, их распределения и использования для выполнения государством своих функций.

Для реализации финансовой политики, Министерство финансов Украины разрабатывает и внедряет в практику экономические методы и рычаги влияния на увеличение доходов бюджета. При выявлении показателей развития или спада экономики Министерство финансов Украины совместно с Министерством экономики Украины осуществляют меры по оздоровлению экономики. Разрабатывая проекты сводного баланса финансовых ресурсов Украины, эти министерства используют показатели такого баланса для разработки Государственного бюджета и расчетов бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Именно таким образом организуется работа по составлению и исполнению государственного бюджета и методическое руководство работой с бюджетного планирования и финансирования. Аналогичная работа проводится финансовыми управлениями облгосадминистраций и городскими и районными финансовыми отделами.

Министерство финансов Украины и его органы на местах одновременно с разработкой проектов Правил составления и исполнения бюджета и классификации доходов и расходов этих бюджетов составляют отчеты об их выполнении. Они анализируют результаты исполнения бюджетов, готовят информационные материалы о ходе и итогах выполнения бюджетов и предложения по увеличению доходов.

Министерство финансов Украины анализирует взаимосвязь между ценами и финансовыми показателями деятельности хозяйств. Оно участвует в разработке расчетов прогноза ценообразования и проводит работу по созданию рынка ценных бумаг, изучает влияние уровня цен на рынке ценных бумаг на финансовое состояние предприятий и на денежное обращение. Министерство финансов Украины осуществляет планирование доходов и расходов бюджета по экспортно-импортных операциях, анализирует валютную деятельность предприятий и участвует в составлении сводного валютного плана (платежного баланса государства).

Определяющим фактором, влияющим на использование бюджетов, является обеспечение поступлений налогов в бюджеты всех уровней. Выполнение этой функции возложены на Главную государственную налоговую администрацию при Кабинете Министров Украины.

Налоги являются основным источником наполнения бюджета всех уровней. Введение налогов происходит на основе законов, которые в обязательном порядке предусматривают такие элементы, как субъект налогов, ставки налогов и сроки уплаты налогов. Определения этих элементов в законе обязывает налогоплательщика к его выполнения по обеспечению уплаты налогов в бюджет.

Государственная Налоговая Администрация обеспечивает выполнение законов государства по мобилизации поступлений в бюджет. Главными задачами Государственной Налоговой Администрации является контроль за выполнением законодательных и нормативных актов о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других платежей в бюджет, установленных законодательством Украины или решением местных органов.

В своей деятельности ГНА и ее органы на местах руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, Указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины. Региональные органы ГНА в своей деятельности руководствуются решениями соответствующих областных и районных администраций, исполкомов местных Советов народных депутатов в сфере контроля за поступлениями налогов, сборов и других платежей в бюджет.

ГНА и ее органы в своей деятельности неподотчетные региональным органам власти и управления. Они подчиняются Кабинету Министров Украины. Функции ГНА обусловлены организацией и проведением работы по контролю за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства в отношении налогов и других платежей в бюджет.

Непосредственное участие в выполнении бюджета берет Государственное казначейство, которое создано Указом Президента Украины от 27 апреля 1995 года. Государственное казначейство создано с целью обеспечения контроля за поступлением средств в Государственный бюджет. Для этого в его подчинении находятся казначейства в областях, городах и районах.

Деятельность Государственного казначейства заключается в обеспечении выполнения Государственного бюджета путем учета поступления налогов, сборов и других обязательных платежей и проведения расходов Государственного бюджета через оплату счетов за выполненные работы и предоставленные услуги.

В соответствии с задачами, определенными Положением о Государственном казначействе от 31 июля 1995 года, на Государственное казначейство в Украине возложено выполнение следующих функций:

а) осуществление кассового исполнения Государственного бюджета и бюджетов самоуправления по доходам и расходам;

б) организация управления имеющимися средствами Государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и бюджетов местного самоуправления в пределах расходов, предусмотренных на соответствующий период;

в) осуществление контроля за целевым направлением бюджетных средств на стадии проведения платежей на основании подтверждающих документов, выданных распорядителями бюджетных средств;

г) ведение учета кассового исполнения и составления отчетности о состоянии выполнения бюджета бюджетными органами местного самоуправления;

д) ведение учета обслуживания и погашения внешнего и внутренних долгов государства в соответствии с действующим законодательством;

есть) проведение разграничения общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей между Государственным бюджетом и бюджетом Автономной Республики Крым, бюджетами областей, городов Киева и Севастополя и осуществления расчетов между ними. Разграничение общегосударственных налогов и сборов и других обязательных платежей между Государственным бюджетом и местными бюджетами осуществляется за заключенными соглашениями между органами Государственного казначейства и соответствующими советами;

есть) осуществление иных функций, предусмотренных действующим законодательством, Государственное казначейство организует и осуществляет исполнение Государственного бюджета на основе принципа единого казначейского счета государства в сочетании с централизованной системой. Этим достигается полнота информации о ежедневный состояние финансовых ресурсов в государстве и возможности оперативного маневрирования ими.

Для выполнения своих функций Государственное казначейство наделено следующими правами:

а) быть участником системы электронных платежей НБУ;

б) открывать, использовать и закрывать в учреждениях банков корреспондентские счета в национальной и иностранной валютах;

в) безвозмездно получать от национального и коммерческого банков информацию о наличии и движении денежных средств по текущим, депозитным, бюджетными и другими счетами распорядителей и получателей бюджетных средств;

г) бесплатно получать от министерств и других центральных и местных органов информацию относительно выполнения бюджета и бюджетов местного самоуправления;

д) принимать меры для устранения выявленных нарушений при проведении расчетов и взаиморасчетов за доходами и расходами Государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления на основе сообщений контролирующих и правоохранительных органов, а также требовать устранения выявленных нарушений от всех участников указанных расчетов;

з) другие права, предусмотренные действующим законодательством Украины.

Следовательно, выполнение Государственного бюджета имеет двустороннее направления:

а) исполнение бюджета по доходам, что означает мобилизацию над хождение налогов, сборов и обязательных платежей и распределения их по уровням бюджетной системы в соответствии с действующим законодательством;

б) исполнение бюджета по расходам, что означает осуществление финансирования расходов, предусмотренных в бюджете, согласно бюджетной росписи.

Бухгалтерский учет всех операций по исполнению Государственного бюджета Украины осуществляют органы Государственного казначейства Украины. Этот учет отражает объем активов и обязательства государства.

В ряде случаев плановые показатели, которые являются основой формирования бюджета, отличаются своим фактическим значением. Для приведение фактических показателей в определенное соответствие с плановыми Государственным казначейством осуществляется секвестрация. Секвестр - это пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение времени, которое остается до окончания текущего бюджетного года. Секвестра не подлежат защищенные статьи, определенные при утверждении Государственного бюджета.

В бюджетном кодексе говорится о секвестирование бюджета и предполагается, что такие же полномочия предоставляются местным органам. Если квартальные отчеты будет зафиксировано недостаток поступлений на уровне свыше 15% бюджетной росписи на соответствующий бюджетный период, то Министерство финансов уполномочено подготовить изменения в Государственный бюджет по секвестрации. Кабинет Министров Украины рассматривает эти предложения и подает в Верховную Раду Украины разработан на их основе проект Закона «О внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины»» не позднее двух недель со дня подачи предложений Министерством финансов Украины.

Верховная Рада Украины принимает решение относительно указанного проекта закона относительно сокращения расходов Государственного бюджета Украины в 2-недельный срок со дня соответствующего представления Кабинетом Министров. До принятия Верховной Радой Украины соответствующего решения расходы бюджета проводятся с учетом временных ограничений бюджетных ассигнований, установленных Министерством финансов Украины.

Сведения, составление и предоставление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляется Государственным казначейством Украины. Формы отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины устанавливаются Государственным казначейством по согласованию со Счетной палатой и Министром финансов Украины. Отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины является оперативной, месячной, квартальной и годовой. Годовой отчет об исполнении Государственного бюджета Украины, подготовленный Государственным казначейством и рассмотрен Кабинетом Министров Украины, к Верховной Рады Украины не позднее 1-го мая года, следующего за отчетным.

Отчет Кабинета Министров Украины перед Верховной Радой Украины о выполнении Закона «О Государственном бюджете Украины» представляет Министр финансов. По результатам рассмотрения ВРУ принимает решение по отчету об исполнении Закона «О Государственном бюджете Украины». Постановление Верховной Рады Украины о выполнении бюджета публикуется в прессе.



Назад