Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

1.1. Цель, задачи социальной диагностики как науки, учебной дисциплины и технологии социально-педагогической работы.


Диагностика - учение о методах и принципах распознавания болезни (явлений, личности) и постановка диагноза. Термин “диагностика” (от грецьк.diaghostikos - способность распознавать) используется в медицине для определения процесса распознавания болезни, установления диагноза.
Социальная диагностика - изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы и общества в целом; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной життия.
Понятие “социальной диагностики” можно понимать как:
- отдельное исследование социальной проблемы клиента, которому социальный работник должен предоставить помощь;
- необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический элемент социального обслуживания;
- совокупность научных методов, которые обосновывают правильность полученной информации.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации о исследуемый объект или процесс. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов является аналогичным “обнаружения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно не определены признаки и причины возникновения заболевания, то нельзя надеяться на положительные направление лечения и результат. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.
Все изложенное в области соматического, телесного здоровья относится и к психическому. В том числе и к выявления уровня знаний, интеллекта. Поэтому диагностика в социальной работе - очень важная деятельность, которая требует высокой квалификации и технологичности.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, которые являются производными условий жизни клиента социального обслуживания. Социальный диагноз предусматривает сбор информации о клиентах и условия их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
      Цель диагностики состояния социального объекта - установление социального содержания факторов, которые действуют в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни; установление достоверности информации о нем и его окружения, прогнозирования его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий для оказания социальной помощи.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относится:
· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения объекта;
· определение степени развития разнообразных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
· описание особенностей объекта;
· ранжирование специфических свойств объекта;
· выработка рекомендаций и разработки проектов, программ.
Следовательно, социальная диагностика - это:
1) деятельность по распознавания и анализа социальных патологий и проблем;
2) процесс такого анализа с формулировкой обоснованному выводу о предмете работы;
3) область социальных наук, посвященная методам получения знаний об обществе.
Существует широкое и узкое понимание понятия “социальной диагностики”:
- социальная диагностика - процесс научного выявление и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, которые его характеризуют социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние;
- изучение отношения индивида к социальных ценностей общества, группы и т.д., исследование сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы.
Социальный диагноз имеет двоякий характер и касается относительно: 1) состояния объекта; 2) социального процесса.
      Специфика социального диагноза (ССГ) заключается в следующем:
1) определить наиболее существенные черты и свойства, которые отражают социальный диагноз и позволяют выделить средства диагностических и социологических способов получения информации;
2) определить структуру и наиболее общие функции;
3) уточнить сферу применения;
4) классифицировать подходы и основные типы.
Требования к социального диагноза:
1) описывать социальные и только социальные целостности (организацию, целевую группу, отдельного работника, фрагмент внешней социальной среды);
2) опираться на представление и концептуальные модели, произведенные в рамках социологии и специальных дисциплан;
3) использовать методы и приемы, выработанные в рамках социологии и родственных наук;
4) рассматривать социальный объект через призму его принадлежности к той, собственно социальной подсистемы, организованной системы, которая именуется социальной организацией;
5) описывать социальный объект как поведенческую систему, ориентируясь на прогнозирования его поведения в реальной ситуации.



Назад