Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

8.1. "Новые принципы политической экономии". Сімонда где Сісмонді


Особой приметой развития экономических учений, которая присуща всем теориям, научным школам и направлениям, является последовательность эволюции, что включает по крайней мере три стадии: зарождение, расцвет и критического переосмысления. Это касается и классической политической экономии, которая достигла апогея в учении А. Смита и Д. Рикардо, став впоследствии предметом соответствующей критики, что обусловило возникновение новых систем экономических взглядов.

Собственно отмеченную закономерность подтверждает творчество швейцарско-французского экономиста Жана Шарля Леонара Сімонда где Сісмонді (1773-1842), который в 1819 году издал свою основную работу "Новые принципы политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселения". Очевидно, название "Новые принципы" не была случайной, а выражала сущность экономических взглядов Же. Сімонда где Сісмонді, который родился в семье протестантского пастора на берегу Женевского озера. Получив среднее образование в протестантской коллегии, он, не окончив университета, стал служащим Лионского банкирского дома. В 1800 г. Сімонд где Сісмонді занял должность секретаря Торговой палаты в Женеве, продолжив свои научные поиски в области экономики. В 1801 г. вышла его работа "Образ сельского хозяйства Тоскании", в 1803 г. - "О коммерческое богатство, или Принципы политической экономии в их применении к торгового законодательства". В 1807 г. увидела свет двухтомный труд Сімонда где Сісмонді "История итальянских республик", а 1837 года - "Этюды по политической экономии" и другие исследования. Однако славу Сімонду где Сісмонді получила уже труд "Новые принципы политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселения".

Сісмонді был младшим современником А. Смита и Д. Рикардо, однако отстаивал не свободную конкуренцию, а вмешательство государства в экономический процесс. Он дал новое определение экономической науки. "Материальное благосостояние людей, поскольку он зависит от государства, составляет, - по мнению Сісмонді, - предмет политической экономии".

Сісмонді считал политическую экономию "моральной" наукой, поскольку она имеет дело с человеком. Кроме того, он отождествлял политическую экономию с экономической политикой. Управление народным богатством Сісмонді называл политической экономией. Он критиковал А. Смита и Д. Рикардо за абстрагирования богатства от человека, тогда как цель богатства - удовлетворение человеческих потребностей.

Сімонд где Сісмонді был сторонником трудовой теории стоимости. "Труд является единственным источником богатства", - твердил он. Деньги трактовал как продукт развития товарных отношений, имеющих внутреннюю стоимость, определенную трудом. Сісмонді сделал шаг в трактовке прибыли, он также требовал четкого разграничения понятий капитала и дохода. Прибыль ученый считал результатом производительности капитала. Сісмонді отвергал теорию ренты Д. Рикардо, считая невозможным переносить категории товарного производства на земледелие. Он считал, что худшие земли также должны приносить ренту.

Сісмонді сделал анализ заработной платы, указал на влияние безработицы на ее уровень, предлагал ограничить рост населения. Это сближало его с Т. Малтусом.

Исходя из примата распределения над производством, Сісмонді рассматривал процесс удовлетворения человеческих потребностей на примере поведения Робинзона. Следовательно, целью производства должно быть потребления, а не прибыль. Общество заинтересовано в том, твердил Сісмонді, чтобы работа регулировалась спросом, чтобы все товары имели сбыт и чтобы не потерял ни один производитель. "Государство должно стремиться такого порядка, который обеспечил бы как бедному, так и богатом удовольствие, радость и покой, такой порядок, при котором никто не страдает". Вот стремление С. Сісмонді, которое его противники называли романтичным.

В экономической концепции Сісмонді видное место занимает теория реализации кризисов. Объявив себя противником теории воспроизведения Смита и Рикардо, он все же воспринял от них немало, в частности, в трактовке совокупного общественного продукта. Сісмонді считал, что для реализации произведенного товара нужно, чтобы производство полностью соответствовало доходам общества. По мнению Сісмонді, продукт, произведенный в течение года, состоит из двух частей: "одна - это прибыль, вторая - способность работать". Национальный доход и производство являются равными величинами. Следовательно, если производство превышает сумму доходов общества, то продукт не будет реализован.

Сведя реализацию до личного потребления, Сісмонді твердил, что избыток продукта нужно реализовать на внешних рынках. Однако количество стран и рынков сужается. Это грозит будущем капитализма вообще. Основной причиной кризисов Сісмонді считал несоответствие производства и потребления. Вполне очевидно, твердил он, что поскольку продукты покупаются на доходы, то превышение производства над доходами с превышением над потреблением. И это должно привести к кризисам. Он считал, что 100 мелких производителей потребляют значительно больше, чем один предприниматель и 99 рабочих. Заслугой Сісмонді является то, что он обратил внимание на противоречие между производством и потреблением. Сісмонді называл экономические кризисы болезнью общества, которую нужно лечить вмешательством государства в регулировании хозяйственной жизни страны. Он отрицал возможность создать емкий внутренний рынок, способный обеспечить реализацию произведенного в стране совокупного продукта.

Экономическая теория Сісмонді частично переходной от учения А. Смита, Д. Рикардо и Т. Малтуса к выработке новых представлений о хозяйственных процессов. С одной стороны, она имеет много общего с трудовой теорией, а с другой - является конкретизацией и критикой ее теоретических постулатов. В том ценность "Новых принципов политической экономии" Сімонда где Сісмонді.



Назад