Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

2.3. Характер социальной проблемы как определяющий фактор в деятельности социального педагога


Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер и их решение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, которые распространяются на отдельные страны, национально-этнические сообщества, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы, группы людей или лиц. Это могут быть те, охватывающих социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей. Для социальной работы особую значимость имеют личные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия человека и социальной среды.
Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является ее точная формулировка. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социальной действия, а, следовательно, и эффективность социальной работы. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Одной из важнейших требований к формулировке социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими и теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.
Точно сформулирована проблема выступает исходным, первичным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы. Практическая необходимость и значимость социальной проблемы не только активизирует деятельность специалистов социальных служб, мобилизует их интеллектуальное, организационный и физический потенциал, но и добавляет поиска технологических решений творческий, инновационный характер.
Социальные работники, которые изучили ошибки предшественников и зная социальную философию, призванные объективно изучать и оценивать действительность. Поэтому, если в медицинской диагностике болезнь как патология может приравниваться с вполне определенной нормой (то есть, здоровьем) с помощью инструментальных процедур, которые имеют стандартизированные параметры и предусматривающие количественные закономерности, то в социальной диагностике все происходит иначе.
Социальная работа в целом и социальное обслуживание как ее структурная часть призваны обеспечивать социальное функционирование индивидов и способствовать обеспечению их социальных прав. Однако, в содержание этой деятельности, кроме объективных, четко фиксированных аспектов, входят также субъективные аспекты, которые довольно трудно формализовать, поместить в рамки, подвергнуть количественному анализу.
Технологическое задачи социальной работы заключается в выделении социальной проблемы и с помощью инструментария и средств, имеющихся в распоряжении социальных служб, своевременной корректировке действий социального работника и поведения объекта социальной работы для предоставления ему социальной помощи. Социальная проблема - это сложное познавательное задачи, решение которого приводит к существенных теоретических и практических результатов. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального действия, условия, обстоятельства и другие факторы, влияющие на жизнедеятельность, состояние и поведение.



Назад