Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

3.3. Специфика социального диагноза на региональном уровне и в учреждениях социального обслуживания населения


Регион - часть страны, что представляет собой целостную социально-экономическую систему, обладает общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурной и социальной своеобразием. Другими словами, регион - это пространство, на котором происходит социализация человека, формирования, сохранения и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие природных и культурных богатств.
В широком значении социальная диагностика базируется на данных социальной статистики. Влияние региональных условий на социализацию человека имеет различный характер и определяется спецификой и своеобразием:
- естественно-географические;
- социально-географические;
- социально-экономические;
- социально-демографические;
- этнические;
- исторические и культурологические различия.
Объективные характеристики региона и созданные в нем условия можно рассматривать и как усиление в отношении направленной социализации, что существенно зависит от социально-экономической политики местной власти. Влияние на относительно направленную социализацию в масштабах региона предполагает, что законодательная и исполнительная ветви власти, как минимум, цілевпрямовано решают несколько задач.
      1. Осуществляют анализ актуального состояния дел в регионе, а также долгосрочной и среднесрочной социокультурной и хозяйственно-экономической перспектив региона, основных видов существующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов; оценку динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера.
      2. Анализируют состояние дел в отраслях и секторах жизнедеятельности региона, которые влияют на социализацию, сферы здравоохранения, охраны прав, социальной защиты, культуры населения, на основе чего разрабатываются программы их развития во взаимодействии друг с другом.
      3. Проводят диагностику систем управления в регионе и применяют меры по их усовершенствованию.
Влияние региона на относительно социально контролирующую социализацию - воспитание - осуществляется в русле той политики, которую проводит в этой сфере региональная власть. Региональная политика в сфере воспитания включает в себя, с одной стороны, адаптацию, согласно принципу культуровідповідності государственной политики в этой сфере к условиям региона. С другой стороны, она предусматривает разработку нормативных документов, выделение ресурсов, привлечение различных государственных и общественных организаций, поддержку воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с интересами человека и запросами регионального сообщества. Это требует решения ряда задач:
- изучение ситуации в регионе;
- фиксация воспитательных ресурсов в регионе;
- разработка комплексных межведомственных программ;
- коррекция содержания, форм, методов воспитания;
- поиск способов стимулирования воспитательной работы;
- поиск путей формирования спроса на услуги по социализации человека;
- разработка мероприятий по обеспечению безопасности и благополучия подрастающего поколения региона;
- разработка мероприятий по подготовке и переподготовки кадров для воспитательных организаций различных типов;
При социальной диагностике регионального уровня используют результаты всеукраинских исследований, применяя на соответствующей территории. Кроме того, организуются исследования на местах. Такой анализ необходим не только для того, чтобы анализировать состояние и динамику процессов социального функционирования в том или ином регионе и на ее основе рекомендовать различные изменения. Но и для практических организационных мероприятий. Адресная социальная помощь неблагополучным слоям населения базируется на конкретных показателях стоимости жизни, прожиточного минимума, средней заработной платы, средней пенсии, которые значительно отличаются на разных территориях.
Специалистами в области социальных технологий разработаны следующие условия социального исследования, которое проводится на региональном уровне:
- объект исследования должен иметь признаки социальной системы;
- должны быть выделены элементы системы социального объекта исследования, особенности его структуры и функционирования;
- обеспечение возможности формализации процессов, которые реально происходят, и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
- должна быть обеспечена возможность воспроизведения и повторяемости операций, процедур или показателей в новых условиях.
В каждой конкретной ситуации социальному педагогу нужно разработать:
- социально-диагностическую цель (к чему стремиться, чего добаватися);
- условия ее реализации;
- особенности и возможности объекта;
- особенности места реализации;
- возможности по времени для реализации цели;
- возможные формы реализации;
- особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.
На этой основе подбирается или одна из имеющихся технологий, или моделируется новая, специальная технология для данного случая.
Особенности социального диагноза на региональном уровне.
В своей клизі “Социальные диагнозы” (1917 год) Мэри Ричмонд детально представила свой метод работы - социальный диагноз, который предусматривает оценку как личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь рассматривается ею как комбинация мероприятий, результатом которых являются изменения как самого клиента, так и социального окружения.
Социальные мероприятия она поделила:
1) косвенный метод лечения;
2) прямой метод лечения.
В настоящее время к методов социального диагноза (социальной диагностики) относят (по І.Г.Вайнишеву):
- зондажно-информационное обследование: сбор сведений о инфраструктуру, численность, состав и динамику местного населения;
- социально-историческое исследование: изучение истории населения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций;
- информационно-целевой анализ различных документов, статей с местной и центральной прессы, материалов електорнних средств информации, писем и жалоб граждан;
- социальное картографирование: анализ социально-пространственного распределения и динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов.
Для социально-педагогического заведения социальным заказом выступает его основное назначение. На выполнение заказа страна (государство) выделяет материальную помощь и осуществляет контроль за состоянием его выполнения.
Для социального педагога заказу социального учреждения является его должностных (функциональных) обязанностей. В профессиональных обязанностях отражаются основные цели, задачи и содержание профессиональной деятельности. Следует отметить, что реализация социального заказа осуществляется не просто специалистом, а человеком, наделенным индивидуальностью, своеобразием восприятия и понимания явлений окружающей жизни и своей роли в ней, накопленным жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности. Именно этим обусловлен субъективизм в понимании явлений и выполнении социального заказа.



Назад