Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

4.2. Средства социальной диагностики: возникновение, интерпретация понятия


Впервые в нашей стране срок “ЗСД” - средства социальной диагностики был применен проблемно-ориентированными управленческими консультантами для описания организации. Позже его стали использовать научно-ориентированные социологи. До середины 80-х годов сложились две точки зрения на природу и специфику средств социальной диагностики.
Первая, - что не получила в нашей стране большое распространение в среде социологов-практиков, - наиболее полной форме представлена в работах Г.С.Батигіна. Соціалогічна диагностика трактуется автором как универсальный для науки и практики процесс классификации социальных объектов. Здесь эмпирически наблюдаемое поведение познается и осмысливается или за помощью и в терминах поведения, или с помощью “Промежуточных переменных”. Она основывается на позитивистской традиции (Р.Карнап), богатой психологическими и социологическими традициями.
Другая точка зрения, которая приобрела в нашей стране гораздо большее распространение в среде социальных управленческих консультантов, наиболее полно представлена в работах А.І.Пригожина, Ю.А.Прохорова, Б.З.Сазонова. Согласно этой точки зрения, социологическая диагностика является процессом постановки диагноза, выявления патологии в организации. Среди сторонников этой точки зрения существует ряд разногласий. Так, одни социологи рассматривают диагностику как разновидность комплексного подхода или исследования, другие - как высшую фазу исследования, третьи - как элемент социальной технологии.
Одни ученые сводят суть диагностики к определению перечня или иерархии проблем, возникающих в оргназації, другие - связывают процесс диагностики с выявлением причин и условий их возникновения. Первая точка зрения апеллирует к мировой традиции развития соціолого-информационных средств, опирается на богатую традицию природно-научной методологии. Она фиксирует важный механизм познания состояния социального объекта или типа патологии. Вместе с тем она фактически игнорирует прикладную, собственно управленческую специфику ЗСД и рассматривает эти средства как универсальные для науки и практики.
Вторая точка зрения нашла отражение в том определении социальной диагностики, которое дано в “Кратком словаре по социологии”. Под социальной диагностикой здесь понимается анализ состояния социального объекта, “болевых точек организации”, связанный с выявлением проблем их функционирования и развития.



Назад