Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

6.1. Алгоритм технологии социального диагноза


Диагностическая функция - одна из основных в деятельности социального педагога. Цель социально-диагностической технологии и процесс ее достижения показывает, чего может достичь социальный педагог в данной ситуации. Задача - это то, что необходимо решить для ее достижения. Ближайшая цель - это возможная зона ближайшего развития. Она позволяет подготовиться для достижения малого, однако реального, и создать условия для целенаправленного развития дальнейшей деятельности по разработке способа достижения прогностической цели социально-педагогической работы с клиентом. Каждая следующая цель предусматривает возможность более полного решения социально-педагогических проблем клиента. Мимо целей на ближайшую и последующую позволяет в большей степени индивидуализировать социально-педагогическую работу с конкретным человеком.
Главные задачи:
- получить необходимой полноты информацию, необходимую для постановки диагноза и обеспечить квалифицированную реализацию следующих этапов (подэтапов);
- уточнить социально-педагогические проблемы клиента;
- подготовить необходимую информацию для прогностической деятельности в каждой ситуации.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об процесс или объект, который изучается. Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель - диагноз - прогноз - программа - внедрение - анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования.
Изучение опыта социальных диагностов по выбору целевой технологии позволяет выделить в ней основные функциональные этапа. Особенности осуществления социального диагноза определяются многими факторами. Среди них:
- уровень профессионализма специалиста;
- специфика объекта и проблемы;
- мотивация деятельности педагога или работника, стиль профессиональной деятельности.
Для социального педагога на этапе осуществления социального диагноза характерно:
1. Стремление как можно лучше и подробно узнать индивидуальность объекта социальной диагностики. Его интересует информация:
- о патологіюю, характерную для объекта работы (характер патологии и ее причины; динамика развития и выявления патологии на период работы с ним - прогрессивная, стабильна ли переменная; перспективы развития патологии, ее распространение, обязательность предупреждение; снижение уровня негативного выявления и стабилизация);
- о индивидуальные потенциалы клиента, на которые можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в решении и снижении уровня патологии; компенсация, коррекция возможностей клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности клиента в целом;
- о индивидуальные возможности объекта в самосовершенствовании, решении своей социально-педагогической проблемы, мотивация отношений к решению социальных проблем, положительный опыт самостоятельного решения чих или иных проблем, активность и настойчивость в работе с клиентами других специалистов.
2. Стремление определить социально-педагогические проблемы, их иерархию и особенности воздействия на объект воздействия.
3. Стремление определить социально-педагогические возможности жизнедеятельности клиента:
- осознание положительных и отрицательных решений социально-педагогических проблем клиента;
- возможность повышения положительности социально-педагогической роли работы с клиентами;
- участие в социально-педагогической работе с клиентами и их окружением.
5. Стремление собрать необходимую превинну информацию для диагностической работы и выявить ее источники. Опираясь на эти источники, социальный педагог собирает в каждой конкретной ситуации информацию, на основе которой принимает решение о диагностируемую действительность.
Непосредственная подготовка к реализации выбранной цільвої технологии практической деятельности включает:
- анализ выбранной целевой технологии, выделение материальных, технических, методических и организационных аспектов целевой технологии;
- решения проблема підгнотовки;
- испытания некоторых методик;
- планирование исполнительной деятельности по времени и месту;
- подготовка клиента или объкта к работе;
- постановка задач практической работы перед выполнением.
Для реализации технологии специалисту необходимо иметь определенную информацию. К ней относится:
- сама технология с описанием ее материального, технологического, организационного и методического обеспечения;
- профессиональные и методические возможности субъектов реализации целевой технологии;
- потенциал окружения реализации целевой технологии.
При организации такой работы в специализированных заведениях этим занимаются специально подготовленные лица. Как правило, проводится дифференциация деятельности и каждый специалист выполняет свой блок работы.
      Алгоритм процедур типовой технологии предполагает: ознакомление с клиентом (или социальным процессом) - постановку задач - выделение предмета диагностики - выбор основных показателей или критериев - измерение и анализ показателей - формулировка и оформление заключений - выводы - постановку социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает лицо (ребенка, взрослый человек). В рамках социально-педагогической диагностики лица необходимо:
- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
- уточнение социальной ситуации развития;
- определение степени развития или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);
- ранжирование, описание особенностей объекта, диагностируемых;
- построение “социального портрета” лица.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Основой употребление любой диагностической технологии освоения теории, на которую она опирается. Без этого социальный работник может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористической, когнитивной, и других психологических теорий и направлений предусматриваются различные варианты и модели технологий диагностики в социальной работе.
Процесс решения проблемы социальным работником включает:
1). сбор информации со всех источников, относящихся к делу;
2). оценку информации;
3). определение проблемы;
4). планирование действий;
5). составление подробного четкого плана действий;
6). осуществление плана действий;
7). оценку результатов.



Назад