Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

6.2. Требования относительно осуществления социальной диагностики


Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
      1) придерживаться общих технологических требований: определить цель, выбрать самый эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности (особенности социально-педагогической деятельности) с конкретным подопечным;
      2) придерживаться этических норм;
      3) защищать интересы подопечного: придерживаться принципа добровольности при обследовании; сообщать обследуемом цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;
      4) владеть профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, средства диагностики; вести картотеки методов, используемых квалификационных нормативов, придерживаться профессиональной этики (хранить тайну результатов, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
5) Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разной целью:
- социальный педагог - для дальнейшей работы с данным подопечным;
- специалисты-смежники - для формулировки административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической экспертизе и т.п.);
- сам подопечный - в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в «единую Карту-характеристику», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет. Существуют различные варианты, возможно комбинирование или создания собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности. Для составления этих и подобных карт-характеристик социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.



Назад