Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

8.2. Структура и методика социального диагноза лица


Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет подобную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий.
Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника правоохранительных органов, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам индивид, который является центром внимания такой проблемы, может не осознавать ее наличии (ребенок, алкоголик или наркоман). Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех клиентов, которые обратились в учреждения социального обслуживания. При всех организационных и других сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.
Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем непросто определить ее сущность, причины и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучена к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитает удобным формам иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап процесса-диагностической сбор и анализ данных о социальную ситуацию. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.
      Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента. Целый ряд социальных патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуется. В основном мы в настоящее время не можем однозначно сказать, будет ли связь пьянства и алкоголизма индивида с пьянством его родителей является результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предыдущих поколений, или это влияние семейного образа жизни, тех личностных качеств, которые способствуют алкоголизма (инфантильность, конформность и т.д.). Наследуются много заболеваний, в том числе и психические. Врожденные предпосылки обусловливают темперамент, многие черты характера, интеллектуальный статус индивида.
Еще более значимое вопросы социальной наследственности. Непроизвольно, возможно, даже не желая того, индивиды воспринимают язык и способы мышления своего этноса, моральные нормы и типы эмоциональных реакций своего общества, преимущества и предрассудки своей семьи.
Сбор сведений о генезис социальной проблемы предусматривает использование метода социальных биографий (или семейных биографий) и т.д. Социальный работник целенаправленно собирает сведения, расспрашивая клиента и (или) его близких. Иногда возникает необходимость использования архивных данных (например, в случае противоправного поведения кого из предыдущего поколения, наличия заболеваний родителей или прапредков). Конечно, в таких беседах (их может быть несколько) нужно проявлять такт и руководствоваться правилом разумной достаточности. Поскольку предмет беседы нередко бывает весьма деликатным, клиенты могут болезненно воспринимать «лобовые» вопрос о девиантное поведение, негативные привычки или мнимые позорные заболевания - своих или своих близких. В этом случае информация может быть получена косвенным путем, с помощью обобщающих расспросов.
Сбор данных требует наличия определенного доверия между специалистом и клиентом. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимыми и достаточными: их объем должен с максимальной полнотой соответствовать содержанию проблемы, не оставляя нераскрытых ее сторон, но не исключая дублирование материала для анализа. Следует также помнить, что даже шокирующее поведение родственников, родителей, близких - это не повод для того, чтобы выносить приговор самому опрашиваемому: сын или внук алкоголика вовсе не обречен сам стать алкоголиком, а родственник преступника - человеком, который нарушает закон. Каждый индивид может соответствовать (юридически и морально) только за свое поведение, и то лишь в том случае, если он обладает достаточным интеллектом и самосознанием, чтобы оценить свое поведение и управлять ею.
      Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получения данных о текущем состоянии социальной проблемы, строение социального объекта и связи, объединяя его личные элементы, функциональности или дисфункціональності, то есть о том, соответствует ли его деятельность своему назначению или нет. Даже проводя социальную диагностику лица, необходимо изучить ее социальную сеть, функционирования в социальном окружении, наконец внутреннее состояние, структуру самого лица, гармоничность или дисгармонию ее внутренних элементов, согласования и несогласования социальных ролей и т.д.
Из арсенала средств социальный работник использует в первую очередь наблюдения, которое позволяет, во-первых, узнать оценку ситуации клиентом (клиентами), познакомиться с его (их) трактовкой имеющейся проблемы. В процессе наблюдения специалист воспринимает как вербальное (словесное), так и невербальную информацию (мимика, интонация клиента, его жесты). Эти два потока информации, как правило, не совпадают, поскольку вербальное общение - это самопрезентация клиента, что подчиняется некоторым социальным правилам даже в том случае, если клиент не заинтересован в сознательном обмане. Каждый человек при коммуникативной взаимодействия скрывает черты своего характера, которые он считает своими недостатками; каждый хочет выглядеть наиболее привлекательно и проявлять свои лучшие качества (однако в конкретных условиях привлекательным для клиента могут считаться именно его недостатки. Клиент с большим артистизмом, видимой искренностью и убежденностью может создавать желаемый образ, чтобы манипулировать предоставляющим ему помощь специалистом.
Наблюдение - это профессиональный атрибут общения социального работника с клиентом, что используется постоянно, независимо от того, на каком этапе технологического процесса происходит взаимодействие - диагностическом, терапевтическом, этапе кризисной интервенции и т.д. Проявляя эмпатійне сочувствие к тяжелой жизненной ситуации клиента, специалист должен одновременно анализировать результаты наблюдения, исключая влияние эмоций. Возможно в результате однократного контакта это сделать сложно, но специалист диагностирует ситуацию в течение всего процесса взаимодействия. На основе поведения человека, совокупности его вербальных и невербальных сообщений делается вывод о его личностные особенности, характер его социальных ролей.
Надзор за семейными (групповым) взаимоотношениями позволяет сделать вывод об их состоянии и функционирования. На этом этапе специалист может прибегнуть к использованию инструментальных методов, групповых диагностических методик. Психология, социальная психология, прикладная социология имеют в распоряжении целый арсенал методик, которые позволят получить соответствующую информацию о индивида и его социальную ситуацию. Конечно, эти методики во многом отличаются: для применения некоторых из них недостаточно той профессиональной подготовки, которую получает специалист по социальной работе, - нужно специальное обучение, иногда с привлечением зарубежных инструкторов. Другие методики, также весьма надежны, предусмотренные требованиями государственного профессионального стандарта обучения специалиста по социальной работе. Ряд методик требует наличия компьютерной техники для сбора и обработки информации, другие же более неприхотливы и могут быть использованы при выезде на дом к клиенту. Специалисты по-разному оценивают валидность имеющихся методик и их эффективность. Возможно, выбор инструментария обусловливается не только ситуацией клиента, имеющимися организационными и техническими возможностями, но и личными умениями социального работника.
Важное значение на данном этапе имеет также привлечение к социальной диагностики специалистов смежных областей деятельности. Так, диагноз интеллектуального статуса и психического здоровья индивидов (особенно детей), что проводится психологами и психиатрами, может не только представить данные, необходимые для понимания сущности затруднений клиентов и их семей, но и стать основой для выбора стратегии дальнейшей работы с ними: психолого-педагогическая коррекция для содействия обучению детей в обычной школе, активизация процедуры рассмотрения случая на психолого-медико-педагогической комиссии для направления ребенка в вспомогательную школу, лечение заболевания, которое обусловливает школьные и семейные сложности, и т.д.
Привлечение юристов, а в некоторых случаях сотрудников органов внутренних дел помогает определить правовой статус клиента - например, отличить истинного беженца от профессионального нищего, который использует такой статус для своего промысла. Если знаний самого специалиста по социальной работе недостаточно, чтобы разобраться в некоторых казусних случаях правового положения клиента, юрист, опираясь на существующее законодательство стремится найти правовые основания для защиты социальных прав клиента.
Наконец, в ряде случаев (особенно при рассмотрении ситуации лиц с ограниченными возможностями) специалист обращается к врачу: медицинское заключение также используется в ходе социальной диагностики клиента. Конечно, было бы замечательно, если бы каждый гражданин в результате регулярной диспансеризации хорошо знал состояние своего здоровья и мог своевременно реагировать на его ухудшение, но ситуация как в социальной сфере в целом, так и в здравоохранении в частности исключает возможность постоянного контроля за самочувствием людей. Поэтому социальный работник на основе своего знакомства с медико-социальными дисциплинами, жизненного опыта и субъективных жалоб клиента должен уметь делать вывод о наличии или отсутствии проблем.
Собранные таким образом данные подвергаются анализу: сопоставление ряда данных, их сортировки на важные и малозначительные, дифференциация признаков. Например, такие явления, как депривация, расстройства общения могут быть следствием различных социальных процессов, поэтому в ходе анализа данных всесторонне рассматриваются причины и последствия.
Как правило, собраны данные редко бывают непротиворечивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию: в каждом конкретном случае есть набор нескольких типов социальных проблем. Поэтому в ходе важнейшего этапа - постановки социального диагноза - специалист не просто делает вывод о сущности и причинах жизненного затруднения клиента, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний. Так, при анализе одной из самых распространенных семейных дисфункций, связанной с пьянством одного из супругов (или обоих), предстоит определить, появился ли семейный конфликт результатом или, наоборот, пьянство - это реакция слабых лиц на семейные трудности, с которыми они не смогли справиться.
Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаимодействия обнаружатся факты, которые заставят если не прочитать, то скорректировать сделан вывод. Решения какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы, которые были замаскированы или отодвинуты на задний план при решении проблемы, которая поначалу казалась самой актуальной. Поэтому социальная диагностика как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживания изменений в ней осуществляется в течение всей деятельности по оказанию помощи данному клиенту.
Подобные методики используются и после окончания процесса трансформации лица или решения ситуации клиента, если он нуждается социального надзора (вылечены алкоголики, лица, которые совершали попытки суицида, замечены в недостаточной заботе своих детей и т.д.).
Социальный работник должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятный клиенту. Поэтому данные необходимо собирать в сензитивній манере, характерной для работы с людьми. Четыре общих процессы, на которых держится практическая социальная работа: определение проблемы, выработка плана, реализация намерений и оценка результата.



Назад