Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

8.2.2. "Трактат по политической экономии"


В детальной предисловии Он четко изложил свои основные методологические идеи и философскую позицию. Он поставил себя рядом с А. Смитом, физиократами и Д. Рикардо. Смит пользуется в Сэя уважением: "когда читают Смита так, как он читать заслужил, то убеждаешься, что это для него была еще не национальная экономика". Однако Сей необъективный к А. Смита: "Труда Смита - это запутанный запас самых здоровых принципов национальной экономики, которые основываются на ярких примерах и на самых интересных основах по статистике, перемешанная с начальными наблюдениям... Это большой хаос убедительных идей и коррективных сообщений". Он также был против точки зрения Смита, что труд является источником всех богатств, что богатства будут состоять только из физических (материальных благ) (так же торговля является продуктивной и это также гуманный капитал), отсутствует теория распределения, потребления и инвестиции распределены не четко. Он критиковал абстрактное мышление Рикардо и возражения последствий из главных положений, которые показывают, что граничные условия не учтены. Однако Сей от себя отмечал, что Рикардо пишет для отдельного гражданина, который должен быть с экономикой доверчивым, как с монархом, и отмечает основном значении своей "теории сбыта": "Теория бартера (обмена) и каналов сбыта является тем, что превратит политику мира".

Свое исследование Он начинает с нескольких определений. Как стоимость он рассматривает меновую стоимость. Стоимость касается лишь имущественных объектов (материальных ценностей), которые находятся в частной собственности. Эта стоимость встает с полезности объекта. Нематериальные блага также рассматриваются как объекты. Производство разделяют на три сектора: сельское хозяйство, промышленность и торговля (включая транспорт и связь). Эти три сектора должны взаимодействовать, чтобы возник конечный продукт. Производственный капитал охватывает стоимость оборудования, инструментов и зданий, стоимость необходимого сырья, оплату работников (вплоть до изготовления продукта), необходимые фонды зарплаты и необходимые для оборота деньги. Эти деньги творят лишь малую часть капитала. Кроме капитала, для производства нужны природные ресурсы, которые возникают из земли и естественной площади. Экономия труда и капитала является основой роста совокупного общественного продукта, а не разделения труда, как считал Смит. Три факторы производства являются необходимыми; их определяет предприниматель, который выпускает продукцию.

Он также различал производительный труд (включая услуги) и непродуктивную работу (злоумышленников, государственных служащих и солдат). Технический прогресс Сей видит скорее в расширении знаний, связанных с разделением труда. Разделение труда ограничен необходимостью и оплачивает себя только при массовом производстве так же, как и при транспортных расходах благ.

Внешняя торговля для всех наций является прибылью, так же как и спекулятивная торговля. Торговые убытки является предубеждением. Свободная морская торговля полезнее, чем морская государственная, которая стремится обогатить собственную нацию благодаря эксплуатации других наций.

Стоимость чистой продукции (выручка минус расходы) увеличивает индивидуальный доход. Накопление капитала следует из дохода и является общей выгодой (доходом). Обычное расточительство сокращает это накопление капитала. Расточительством являются непроизводительные капиталовложения. Зато нематериальные услуги врачей, актеров, музыкантов и т. п. является сравнительно продуктивными.

Следующей является теория капиталов сбыта, согласно которой изделия приобретаются только за продукты и деньги, которые служат для покупки. Они должны быть обменены на любые изделия. Не деньги являются редкими, как думают практики, а другие товары. Лишь тот, кто может продать товары, имеет деньги, и поэтому может покупать другие товары. Если деньги отсутствуют, то их можно легко заменить коммерческими средствами (вексель, чек, открытый кредит, дебиторские задолженности и т.д.). Каждый товар создает другим товарам продажи. При этом Он является сторонником политики предложения: нужно расширять предложение благ, чтобы увеличить совокупный общественный продукт.

Закупка иностранных продуктов, по его мнению, не вредит внутренней промышленности, а расширяет пространство сбыта. Это не влияет на потребление благ, а на их производство. Не только ограничивает производство валовой национальный продукт (ВНП), но и денежная масса (или спрос на деньги, как мы сегодня говорим).

Он, как и Смит, отрицает государственном регулировании производства, а также уступок государства производителям, продукция (производство) которых якобы страдает через новые товары или иностранную конкуренцию. Он рассматривает деньги как сугубо оборотные средства. На его взгляд, денежная масса, хотя влияет на общий уровень цен, однако не имеет никакого значения. Нации все равно, сколько денег она имеет. Эта мысль направлена против меркантилистов, которые имели тогда еще значительное влияние. Далее он выступал против препятствий импорта (наполеонське континентальное эмбарго казалось ему бредом), против монополии, против налоговых привилегий, против привилегий для торговых компаний, против регулирования торговли зерном и других государственных вмешательств. Государство должно ограничиться созданием общественных благ (улицы, безопасность и т.п.). Колонии являются бременем и должны быть ограничены. Недостатком для страны является эмиграция. Населения в стране способно обеспечить качественное обслуживание государственных резидентов, надлежащий государственный порядок.

Он рассматривает денежную систему. Деньги для Сэя были, конечно, прежде всего монетами, которые выполняют сугубо трансакционную функцию. Конечно, он знал и бумажные деньги, а именно, как те, что имеют покупательную силу. Стоимость бумажных денег он объясняет как редкость, а с другой стороны как покупательную способность. Деньги для него не является масштабом цен, поскольку покупательная способность денег является переменной. Лишь относительные цены имеют значения. Чтобы получить абсолютную цену (например, для сравнения цен в долгосрочном периоде), надо выбрать масштаб стоимость зерна. Работа, которую пропагандировал Смит, также не является точным масштабу стоимости, потому что может иметь очень разную меновую стоимость. Кстати, трактат Сэя содержит очень много наблюдений и описаний тогдашних мизансцен в денежном обращении.

В теории Сэя речь идет о распределении доходов и имущества. Причиной стоимости есть потребности. Цена товара формируется на основе спроса и предложения, причем предложение определяется на основе издержек производства, спрос - по оценкам полезности. В издержках производства покрываются все услуги факторов. Снижение абсолютных затрат производства наблюдается во всех случаях, поскольку вследствие этого в обращении находится более благ.

Производство Сей понимает как обмен "услугами производства" (так называемые факторные услуги). Владелец фактора продает производительные услуги предпринимателю. Стоимость этих услуг зависит от спроса и предложения. Совокупный (валовой) доход тогда прибылью от труда, капитала и ресурсов. Далее Он исследует различные воздействия этого "прибыли" и выясняет, что зарплата тем выше, чем опаснее и более неприятная работа. Он интересовался многими мелочами, например, оплатой низких католических клерков, умеренными доходами ученого (что через общественное внимание психологически улучшенные), незначительной оплатой работы женщин и сельскохозяйственных работников, производством монастырей и др. Следовательно, делает вывод ученый, предотвратить безработице можно, создав новые отрасли промышленности, или, как мы сегодня называем, политику предложения. Денежная помощь является рациональной только за временных простоев (например, при сокращении производства, как следствие неурожая). Сей определяет первоочередность предпринимателя в трудовых договорах. Он оптимистически смотрит развитие торговли, зарплаты и рост общего благосостояния.

Так же, как и зарплата является вознаграждением за услуги труда проценты являются вознаграждением за услуги капитала (использование капитала). Спрос и предложение капитала определяют процентную ставку. Кредит не расширяет капитал и поэтому не имеет никакого влияния на уплату процентов; подобное значение для денежной массы (очевидно, Он имеет в виду реальный процент). Под капиталом он понимает реальный капитал, а именно: приборы, сооружения, машины. Кредит в него называется еще "доверием", следовательно, кредитоспособность и, соответственно, возможность приема денег; объясняется его определения, что кредит не увеличивает капитала. При постоянном увеличении капитала проценты будут меньше нуля, но накопление капитала прекращается гораздо быстрее, поэтому это состояние не наступает. Частные рентабельные капиталовложения не всегда такие же, которые наиболее выгодные для страны. Для страны лучшими являются инвестиции в сельское хозяйство, далее - во внутреннюю промышленность, а затем - на заграницу.

Доходы от земли обусловлены производственной мощностью этой земли. Он признает теорию дифференциальной ренты Рикардо. Импорт капитала при правильном капиталовложении с пользой для страны, что приобретает вид нетто-прибыли (с учетом процентов). Если иностранные средства используются на потребление, то такой нетто-прибыль не возникает, а импорт капитала является избыточным. Если хорошо капитал, вложенный обусловлен личный интерес при международных товарном и капитальному обращения соответствующей страны. Однако нельзя приостановить движение капитала, если происходит движение товаров. В теории населения Сей подражает взгляды Малтуса, согласно которым население расширяется до предела пищевых продуктов.

Под потреблением Он понимает также применения товаров для авансов; он называет это "репродуктивным (производственным) потреблением". В дальнейшем различаются индивидуальное и государственное потребление. Индивидуальное потребление может быть "хорошим" или "плохим" в зависимости от того, насколько выдержаны моральные принципы. Скупость, расточительство, построение в соответствии приводят к "плохого" потребления. На государственном (правительственное) потребления в Сэя зачислены все расходы на администрацию, безопасность и др. В принципе свойственным для него является разрушение ценности, потеря богатств (государство их не производит). Некоторые экономисты иронизируют, что производство общественных благ государством является правомерным. Она ведет себя как вор, который украл деньги у торговца и тогда к нему говорит: "Я хочу использовать эти деньги на покупку товаров в твоей лавке. Почему тогда ты жалієшся? Хочешь получить обратно не все деньги, и это более всего как подъем для вашей отрасли?". Государство предстает здесь бандой грабителей, а государственные служащие - бездельниками, которые зря получают зарплату.

Аргумент, что государственные расходы способствуют денежном обращении и приносят совокупность полезности, категорически отклонен. Однако правительства всегда расточительными так же, как и физические лица. Должна быть договорная оплата услуг государства и расходы государственной деятельности такими низкими, как только возможно. Особенно надо сокращать армию через предотвращения войн. Войны ведут к господству над другими народами, но никогда не является выгодой для подчиненных. Наоборот, расходы на общественное образование, а также на академии и высшие учебные заведения предусматриваются такими, что "не препятствуют прогрессу просвещения". Государство могло бы организовать также "социальные заведения" (социальное страхование), но не финансировать церковь.

Что касается управления, то лучшим является ограниченное руководство. Слишком суверенное руководство разрушает его фундамент; незначительные налоговые ставки повышают налоговые доходы. Налоги должны быть такими, чтобы расходы взимания были незначительными. Налоговая прогрессия справедливая. Налоги должны быть наименьшими, что дают возможность создать капитал. Поэтому не должно быть также налогов на наследство, поскольку они могут оплачиваться, конечно, только с основного капитала. Налоги должны предупреждать и вредное потребление.

В раздумьях о влиянии налогов оказывается также общая взаимозависимость цен, когда детально обсуждается налоговое давление. Лишь основной владелец мог бы не уклоняться от налога на продукты земли и недр. При налогообложении нужно учитывать цену земельного участка. Земельный налог не дифференцированный, потому что урожай от него не зависит. (Это имеет, конечно, значение, когда даже самая плохая земля также приносит ренту - предположение, которое отрицает теорию ренты Рикардо). Он категорически отрицал теорию Канрада, согласно которой не имеет значения, на которые разряды разделяют налоги, ведь бремя распределяется на всех одинаково.

Очень высокие налоги ухудшают конкурентную позицию страны по заграницы, через что производство уменьшается. Денежная масса остается одинаковой, растут цены и деньги уплывают из страны, уменьшается население. Государственными займами приостанавливается создания капитала. Задолженность государства нельзя рассматривать, якобы правая рука применительно к левой руки человека проштрафлена. С другой стороны, Он советовал государственную задолженность по доходов и расходов распределять на много лет. Ни в коем случае государственные долги, их стоимость не может увеличиваться, они могли бы предлагать лучшие альтернативы вложений для малых (небольших) вкладов. Если вклады с высокими процентами, то они создают ложные альтернативы. Следовательно, Он не против государственной задолженности, но она должна ограничиваться в некоторых случаях; когда государство имеет внезапно высокие расходы, они должны быть очень быстро покрыты. Создание государственной казны (казны), по его мнению, имеет мало смысла, поскольку государство имеет пагубную соблазн к бесполезных расходов при наличии денег, следовательно, такая "государственная казна (сокровищница)" все же будет некогда розтрачуватись.

Политико-экономические взгляды Сэя имеют либеральное и неоліберальне направление, начатое Смитом - Рикардо, развитое Миллем и Вальрасом, а впоследствии Еукеном и теоретиками социальной рыночной экономики Германии.



Назад