Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная диагностика

10.1. Общая характеристика социального диагноза объединений несовершеннолетних


Под группой несовершеннолетних понимают совокупность лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом. Что каждый из них влияет на других и сам находится под их влиянием. Группы бывают формальные и неформальные. Диагностика подростковых и юношеских групп имеет целью определения направленности группы, ее состава, структуры взаимоотношений, установок и ориентации.
К количественных показателейдиагностируемых относят: возрастной и численный состав группы; социальный и половой состав; продолжительность ее существования, частоту и продолжительность встреч членов; места встреч; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за групповую деятельность.
К качественных показателейдиагностируемых относят: подготовленность к совместной деятельности, которая выражается в ее эффективности и результативности; характер, цели, мотивы и направленность деятельности; уровень организованности, сплоченности, устойчивости, конфликтности, групповой приемлемости; внутрішньогрупова структура; типы общения и отношений; групповые интересы, потребности и способы их удовлетворения, нормы и ценности. Конечной целью диагноза групп является определение способов воздействия на группу. Процедура диагностики в данном случае может осуществляться и психологом по ходатайству социального педагога.
К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, метод экспертных оценок и т.п. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (за временем, ресурсами, профессиональной компетентностью и т.п.).
В деятельности социального педагога используется паспортизация подростковых и юношеских групп. Паспорт неформальной подростковой группы заполняется в результате анализа бесед с ее членами, сопоставление информации, полученной от различных подростков. Проводится как взаимодополнение, так и исключения ложной информации. И только в крайнем случае возможно применение метода “включенного наблюдения”, которые предполагают, что исследователь по возраста и характера поведения особо не выделяется среди членов неформальной группы.
Систематизация паспортов подростковых и юношеских групп может проводиться не только по критерию направленности, но и за их территориальной приналежностю, месту жительства или учебы.
В программу диагностики группы включается комплекс методик, предназначенных для изучения личностных особенностей лидера (лидеров) данной группы. Лидер часто определяет направленность группы, ее открытость внешним контактам, возможность переориентации, коррекции установок и деятельности группы.
Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живет и действует та или иная группа. Внимание концентрируется на уточнении места и роли группы в структуре того или иного коллектива, общества в целом.
В рамках проведения диагностических процедур необходимо особо выделить методы прогнозирования поведения группы. Цель прогнозирования - выявить возможные положительные моменты в работе с той или иной группой. Последовательность ранжируется по следующим позициям:
1) как меняются интересы и потребности;
1) устойчивость;
2) будущее.



Назад