Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

1.Сутність социальной профилактики.


Общая социально-экономическая нужда, которую сегодня переживают разновозрастные категории населения Украины, требует сосредоточения усилий государственных органов по делам молодежи, специалистов социальных служб для молодежи и других социальных институтов, молодежного общественного актива для решения комплекса самых острых вопросов, связанных с предупреждением асоциального поведения молодежи и подростков. Именно поэтому проведение необходимых мероприятий с целью профилактики негативных явлений в молодежной среде закономерно стало одной из основных задач системы центров социальных служб для молодежи.
Актуальность этих задач усиливается еще и тем, что с каждым годом растет количество кризисных явлений в обществе. Они тесно связаны не только с политической, социально-экономической ситуацией и нестабильностью в обществе, но и с условиями воспитания и бытовым неблагополучием в семьях, недостатками в организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, негативным влиянием антиобщественных элементов и т.п. Недостаточное внимание уделяется организации досуга детей и подростков, воспитанию в них уважения к закону и общепринятых правил поведения в обществе, формированию позитивного взгляда на здоровый образ жизни.
Сам термин «профилактика» (от греческого «мера») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какой неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать те или другие нежелательные последствия. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
Социальная профилактика подразумевает усилия, направленные:
- на превенцію социальных проблем или жизненных кризисов клиентов, отдельных групп;
- предупреждение осложнения уже имеющихся проблем.
Это комплекс экономических, политических, правовых, медицинских, психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, ограничение, локализацию негативных явлений в социальной среде. Профилактика основывается на своевременном выявлении и исправлении негативных информационных, педагогических, психологических, организационных факторов, обусловливающих отклонения в психологическом и социальном развитии детей и молодежи, в их поведении, состоянии здоровья, а также в организации жизнедеятельности и досуга.
В современной практике различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Так, согласно классификации Всемирной Организации здравоохранения, профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.
   Первичная профилактика. Наиболее массовая и наиболее неспецифическая, ее контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодежи, а целью является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на здоровье. Первичная профилактика является наиболее эффективной. Усилия первичной профилактики направлены не столько на предупреждение болезни, сколько на формирование здорового образа жизни.
Первичная профилактика имеет следующие задачи:
• совершенствование, повышение эффективности используемых молодым человеком активных, конструктивных поведенческих стратегий;
• увеличение потенциала личностных ресурсов (формирование, устойчивой положительной Я-концепции, повышение эффективности функционирования социально-сетей, поддерживающих развитие эмпатии, внутреннего контроля собственного поведения и т.д.).
Основными способами реализации задач первичной профилактики являются:
• обучение здоровому образу жизни: осознание, развитие и тренировка определенных умений справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением;
• предоставление детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами.
Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами.
Первичная профилактика в большей степени носит информационный характер, поскольку направлена на формирование у личности неприятие и категорический отказ от определенных стандартов поведения и негативных привычек. Ее содержанием является:
- предоставление подросткам и молодежи информации о последствиях асоциальных действий, применение различных видов алкогольных, наркотических и токсических веществ;
- разъяснение правовых норм относительно различных аспектов асоциального поведения; популяризация преимуществ здорового образа жизни;
- формирование у подростков и молодежи навыков культурного проведения досуга;
- создание условий для самореализации личности в различных видах творческой, интеллектуальной, общественной деятельности.
   Вторичная профилактика имеет целью ограничения распространения отдельных негативных явлений, имеющих место в обществе или социальной группе. Вторичная профилактика среди детей, подростков и молодежи содержит в себе как социально-психологические и медицинские мероприятия неспецифического характера, ее контингентом являются дети и подростки с рискованным поведением (безнадзорные дети, дети из кризисных семей, дети улицы).
По своей направленности на контингенты риска вторичная профилактика является массовой, оставаясь при этом индивидуальной в отношении конкретного ребенка или подростка.
Целью вторичной профилактики является изменение мало адаптивной дисфункционального рискованного поведения на адаптивную форму поведения
Вторичная профилактика имеет следующие задачи:
• развитие активных стратегий поведения, что помогает преодолеть проблему;
• повышение потенциала личностных ресурсов.
Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами-психотерапевтами, психологами, социальными работниками, педагогами и сетью непрофессионалов - членов групп само - и взаимопомощи, консультантами. Эффект от программ вторичной профилактики более быстрый, но менее универсален и действующий, чем от первичной.
    Третичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановление личностного и социального статуса человека, возвращение ее в семью, образовательное учреждение, трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности. Поэтому социально - педагогическая деятельность в пределах третичной профилактики сосредоточивается в различных ячейках помощи личности: реабилитационных центрах клиниках, дружественных для молодежи, анонимных кабинетах, в общественных приемных.
Третичная профилактика среди детей, подростков и молодежи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направлена на предупреждение перехода сформированного заболевания в более тяжелую форму, последствий в виде устойчивой дезадаптации.
Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий.
При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов - психотерапевтов, терапевтов, социальных работников и психологов, а также непрофессионалов - консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.
Кроме этих видов профилактики, различают еще общую и специальную профилактики.
  Общая профилактика заключается в осуществлении предупредительных мероприятий, направленных на возникновение определенных проблем в будущем человека (на предупреждение негативного рискованного поведения подростков).
   Специальной профилактикой называется система мероприятий, направленных на предупреждение и локализацию конкретных негативных явлений в поведении людей (профилактика подросткового суицида, профилактика опасного полового поведения и т.п.).
Следовательно, социальная профилактика является комплексом конкретных социальных мероприятий (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и других), осуществляемых с целью предупреждения негативных явлений, уменьшение их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, которые способствуют противоправному поведению.
Профилактика не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте. Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики.



Назад