Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

1. Задачи и принципы социальной профилактики


Задачи социальной профилактики:
- проведение системных и комплексных мероприятий по профилактике негативных явлений в обществе;
- использование инновационных форм социальной работы, которые способны эффективно влиять на ценностные приоритеты подростков и молодежи;
- формирование положительной мотивации поступков, повышение уровня информированности молодых людей, их родителей и ближайшего окружения.
Для создания профилактических программ необходимо четко знать принципы, по которым строится профилактическая активность.
   1. Принцип системности. Этот принцип предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа социальной ситуации в стране.
   2. Принцип стратегической целостности. Этот принцип определяет единую стратегию профилактической деятельности, что определяет основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Подход к профилактике должен быть стратегически целостным.
3. Принцип многоаспектности. Он предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности.
- Личностный аспект предполагает воздействие, направленное на позитивное развитие ресурсов личности.
- Поведенческий аспект предполагает целенаправленное формирование у взрослых прочных навыков и стратегий поведения, что стресс-преодолевает.
- Пространственно-централизованный аспект предполагает активное формирование систем социальной поддержки в рамках профилактического и реабилитационного пространства (то есть, системы социальных институтов, социальных центров, направленных на профилактическую и реабилитационную активность). Эта система может быть организована в отдельном районе, стране, и должна носить организованный характер.
  4. Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности. Соответствие профилактических действий реальной социально-экономической, социально-психологической и наркологической ситуации в стране.
  5. Принцип континуальності. Обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, стабильности, развития и совершенствования профилактической деятельности.
   6. Принцип солидарности. Солидарная межведомственное взаимодействие между государственными и общественными структурами с использованием системы социальных заказов.
   7. Принцип легитимности. Предполагает реализацию целевой профилактической деятельности на основе принятия ее идеологии и доверчивой поддержки большинством населения.
   8. Принцип полімодальності и максимальной дифференциации. Предполагает гибкое применение в профилактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе ли подходе.
Следовательно, под профилактикой имеются в виду прежде всего научно обоснованные и своевременно предприняты действия, направленные:
- на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий в отдельных индивидов и групп риска;
- на сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие в достижении ими поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Практика профилактической работы находится в постоянном развитии. Однако можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.
1. Повседневная жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы. Поэтому методы профилактики имеют системный характер, то есть, они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно - на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения проблем, которые возникают.
2. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровых граждан, которые еще не вступили в полосу непредвиденной жизненного кризиса или непредвиденных проблем, которые возникают в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).
Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает предоставление дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего. Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.
3. Методы профилактики обычно включают обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы поддерживать и стимулировать нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в подавляющем большинстве могут быть использованы и для профилактики (например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержки полезных социальных навыков).
4. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие - непосредственно перед возникновением проблемы.
5. Службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предусмотренных проблем, - в этом и заключается ценность и значение профилактики.



Назад