Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

4. Комплексное планирование социальной профилактики


Комплексное планирование социальной профилактики - одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин асоциального поведения.
Комплексное планирование социальной профилактики преследует следующие основные цели:
- сокращение и в перспективе полную ликвидацию асоциального поведения граждан;
- ограничения и в дальнейшем ликвидации случаев антиобщественного поведения граждан и должностных лиц, то есть нарушений социальных норм, что вредит обществу и влечет противоправные деяния, способствующих их совершению;
- преодоление негативных сторон общественного развития, которые способствуют негативным явлениям;
- устранение условий для правонарушений, недостатков и просчетов в деятельности органов управления, хозяйственных организаций, общественных формирований, культурно-воспитательных и медицинских учреждений;
- борьбу с пьянством и алкоголизмом: постепенное искоренение негативных форм поведения в семье, на производстве, в общественной жизни, способствующих правонарушениям;
- развитие и совершенствование позитивных социальных процессов, которые противодействуют антиобщественном поведении граждан и способствуют соблюдению государственной и трудовой дисциплины;
- повышение уровня сознательности и организованности граждан, формирование уважения к правовых предписаний;
- воспитание экологической дисциплины, подъем экологической культуры и знаний в этой области, формирование у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе.
Комплексный план социальной профилактики правонарушений целесообразно разрабатывать как составную часть плана экономического и социального развития региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При таком подходе не только достигается согласованность этих планов, но и облегчается решение вопросов материального и иного обеспечения предусмотренных мероприятий.
Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченных соответствующими материальными и другими ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При его разработке целесообразно предусмотреть:
- выбор наиболее актуальных целей профилактической деятельности;
- максимально полное использование возможностей системы управления экономическими и социально-культурными процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, социальной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;
- объединение и рациональное использование сил и средств для профилактической работы;
- сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы и охват ею всех составных частей данного региона (городской и сельской местности, отдельных населенных пунктов, районов и территориальных зон со значительным количеством антиобщественных проявлений).
При разработке региональных комплексных планов социальной профилактики правонарушений следует учитывать, что специфическими особенностями, в частности, обладают регионы:
- промышленные, промышленно-аграрные, которые быстро развиваются и относительно стабильные центры;
- сверхбольшие, крупные, средние и малые города;
- новостройки, портовые, курортные, сельские районы.
Особенности каждого из таких регионов должны быть учтены при организации, разработке и реализации комплексных планов социальной профилактики правонарушений.
Комплексные планы социальной профилактики правонарушений разных уровней должны быть органически взаимосвязаны. В региональном плане следует предусматривать общие и важные мероприятия, реализация которых возлагается на определенные субъекты профилактической деятельности (например, на профсоюзный орган, прокуратуру, органы внутренних дел). Соответствующие органы, организации и учреждения, расположенные на данной территории, в своих планах воспроизводят адресованные им мероприятия регионального плана, детализируют их, включают конкретные мероприятия профилактической деятельности, вызванные спецификой соответствующих субъектов.
По направлению "Профилактика негативных явлений в детской и молодежной среде" специалистами центров социальных служб для молодежи разработан и реализуется 552 социальные программы, в частности по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании -157 программ по профилактике ВИЧ\Спида и венерических заболеваний - 142 программы по профилактике правонарушений и преступности -140, правового образования - 77, по вопросам социальной поддержки несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест лишения свободы - 36 социальных программ.
Социальные программы отличаются цельностью, системным и комплексным подходом к решению проблем профилактики негативных явлений. Социальная работа осуществляется как с детьми и молодежью, так и с их родителями и ближайшим окружением. В рамках программ действует широкий круг специализированных служб, предусмотрено создание реабилитационных центров. К реализации программ привлечены работники образования, других заинтересованных организаций и учреждений, организуются серии семинаров и тренингов для подготовки волонтеров, обучение специалистов районных центров ССМ



Назад