Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

5. Модели и составляющие профилактических программ


С каждым годом появляется все больше доказательств того, что возможности медицины лечить и спасать от смерти не приводят к кардинальным изменениям в состоянии здоровья населения. Доказано, что здоровье человека на 55% зависит от образа жизни и только на 8-10% - от организации помощи. Поэтому, возникает насущная необходимость внедрения среди населения, особенно детей и молодежи профилактических программ.
К сожалению, как в нашей стране, так и за рубежом существуют случаи разработки профилактических мероприятий без достаточной проработки их менеджерского и социально-психолого-педагогического почву, без учета политической ситуации, субъективных аспектов тех, на кого они направлены.
С другой стороны, анализ профилактической работы (в основе исследования Е.Чарлтона) позволяет выделить пять основных типов профилактических программ (или программ обучения здоровому образу жизни).
   Медицинская модель - молодым людям предоставляется информация об опасных последствиях того или иного явления. Следует отметить, что такая модель не является достаточно эффективной, потому что не учитывает социально-психологических особенностей молодого человека, и поэтому она иногда может привести к обратному эффекту.
   Образовательная модель - представляет собой действие, направленное на отдельного индивида, дает ему возможность самостоятельно принять решение. Но такая модель не учитывает профилактическую ситуацию, формирование общественного мнения относительно того или иного кризисного явления и путей его преодоления.
   Социально-политическая модель - лоббирование необходимых решений, реклама в средствах массовой информации. Преимущество этой модели заключается в том, что она является эффективным средством формирования общественного мнения, учитывает социально-территориальные особенности, социальное время и тем самым снимает недостатки образовательной модели.
Первых три модели и сейчас широко используются при предупреждении кризисных явлений. Но наиболее эффективными профилактическими моделями, которые сейчас применяются в профилактических программах среди молодежи стран Европы, считаются две следующие.
   Модель самопідсилення (комбинированно сочетает в себе основные характеристики трех предыдущих моделей).
   Модель “действия на благо здоровья”, что кроме этого учитывает и влияние на молодого человека ее социального окружения (референтной группы). Модели "действий на благо здоровья" действуют в двух направлениях - через убеждение и через повышение соответствующих мотивов (например, повышение цен на табак или алкоголь, что связано с материальными потерями курильщиков). Убеждения используются в программах публичного обучения и "повышение" или "улучшение" здоровье.
1. Киевский городской центр социальных служб для молодежи пытается интегрировать известные менеджерские подходы и финансовые механизмы, возможности осуществления профилактической работы. Назад структурная составляющая, в первую очередь, базируется на политических и нормативных требованиях, а с другой стороны, есть адаптаційною, что подстраивается под условия конкретного финансового года, отдельных районов города и референтных групп молодежи.
2. Структурная составляющая киевского подхода к реализации профилактических программ для молодежи и с участием молодежи функциональную составляющую. Исследование практики показывает, что в разные периоды реализации соответствующих профилактических программ роль социального работника доминировала по-разному
3. Это подтверждает выше приведенное утверждение о влиянии изменений в политической составляющей на другой комплекс источников и ограничений профілактичнії работы. Если в 1998 году главной функцией была роль информирования населения об знания и социальные услуги в контексте профилактики негативных явлений в молодежной среде, то через пять лет (в 2003 г.) на первых ролях - как тренеры и консультанты. По сравнению анализ исследование позволяет предположить, что в системе профилактической работы ЦССМ города происходят кардинальные изменения: роль консультанта как пограничная роль между врачом и психологом определит в ближайшее время активизации индивидуальной и групповой, а не массовой работы.



Назад