Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

2. Методика социально-профилактической работы.


Практики социальной работы выделяют несколько групп методов, методических моделей реализации профилактических программ в молодежной среде.
Во-первых, это группа методов, которые продуцируют систематическую переработку убеждений. Собственно определяется пять последовательных шагов в профилактической деятельности:
1 - внимание;
2 - понимание;
3 - согласие;
4 - запоминание;
5 - поведение.

Чтобы достичь результатов профилактической работы по этой методике субъект профилактической работы во время коммуникации должен пройти все эти шаги.
Во-вторых, это методики “когнитивной ответы”, что акцентируют профилактическое действие на мнениях или “когнитивных ответах” (возникают у субъекта во время коммуникации убеждение: на внешнюю информацию индивид соответствует внутренней дискуссией). То есть, методики основаны на восприятии индивида как информационного “процессора”.
В-третьих, методики ожидания - связь группы факторов поведения со здоровьем. Эти факторы поведения и является "настоящим" ядром ожиданий, а именно, восприятие индивидом:
чувствительности к заболевания (“я имею очень высокие шансы заболеть”);
серьезности заболевания “рак является очень серьезным заболеванием”);
потерь, связанные с изменением поведения (когда не курю - делаюсь раздраженным);
преимуществ, что приносит изменение поведения ('не выпиваю - экономлю средства и уделяю больше внимания ребенку);
сигналы (намеки на действие) и т.д.
Пять стадий изменения поведения, связанного со здоровьем:
1. “Обучение на равных” - метод профилактической работы, при кому специально подготовленные добровольцы из числа целевой группы распространяют среди “своих” информацию и средства предотвращения, учат безопасному поведению, оказывают поддержку.
2. Стадия передзамислювання - индивид не выражает желания изменить свое поведение в ближайшее время. Многие из людей на этой стадии не понимают (или не знают) свои проблемы.
2. Стадия замислювання - люди осознают, что проблема существует и они думают ее изменить, но это пока что не имеет связей с их определенными намерениями. На этой стадии люди могут находиться долгое время (до 2 лет).
3. Подготовительная стадия - комбинация намерений и поведенческих компонентов, на этой стадии люди желают начать действие в ближайший год (то есть, принять решение).
4. Непосредственное действие - изменение своего поведения, решения или окружения в порядке решения своей проблемы.
5. Стадия поддержки - профилактика рецидивов и оценка выигрышей измененного поведения.
Изменение этих стадий может разворачиваться по спирали около молодой человек может возвращаться к стадии действия на подготовительную и т.д.
Процессуальный метод адаптации передостороги включает в себя семь стадий:
1. Молодые люди не осознают последствия для здоровья своего поведения.
2. Осознание этого, но сама проблема не находится в поле зрения личности.
3. Интерес и озабоченность этой проблемой.
4. Решение не делать некие действия - выход.
5. Принятие решения изменить свое поведение.
6. Непосредственное действие.
7. Поддержка новой поведения, связанного со здоровьем.
Взаимодействие когнитивных и эмоциональных компонентов личности использует методика саморегуляции: цикл решения проблем с целью возвращения организма со неблагоприятного состояния в нормальное состояние.
Принятие решения проходит в три этапа:
1. Интерпретация. Индивид может получить информацию о возможности заболевания через два канала: восприятие симптомов („я чувствую усталость”) и социальные сообщение (“реклама сообщает, что это может быть связано с курением”). Полученная информация воспринимается через когнитивные компоненты обработки информации как угроза (идентификация причин, выводы, жизненная линия), на эмоциональном уровне - в виде негативных эмоций: страха, тревоги и депрессии.
2. Развитие и идентификация адекватной стратегии преодоления. Два наиболее общие типы:
- применение преодоления (избежание нездоровых форм поведения);
- избежание преодоления (отказ, фантазирования).
3. Стадия оценки, что включает индивидуальную оценку эффективности стратегии и решение о продолжении этой стратегии преодоления или замену ее на другую, более подходящую.
Еще одна модель действия была разработана на основе теории запланированной поведения. Она постулирует, что непосредственной причиной человеческого поведения является намерения относительно поведения, которое личность планирует сделать.
Одной из причин, почему люди продолжают практику нездорового поведения является следование неверному восприятию риска и чувствительности к заболевания, то есть так называемом “нереалистичном оптимизма” . Такая личностная черта является базой теоретической модели восприятия подростками риска. Она является предиктором их рисковой для здоровья поведения (курение, опасный секс, употребление наркотиков и т.д.). С позиции когнитивного подхода, можно выделить четыре фактора, которые вносят свой вклад относительно образования “нереалистичного оптимизма”:
1) недостаточность личностного опыта по данной проблеме;
2) уверенность, что проблема может быть предупреждена действиями индивида;
3) уверенность, что проблема не появилась и что ее не будет в будущем;
4) уверенность, что проблема встречается очень редко.
Существуют специфические теории действия, которые учитывают, в первую очередь, именно социальные и социально-психологические аспекты. Так, в современных профилактических программах применяется социальная когнитивная модель. Эта теоретическая модель обосновывает поведение, которая управляется ожиданиями и социальными знаниями.
Ожидания включают:
- ожидание последствий ситуации (“курение может вызвать рак”);
- ожидание последствий поведения (“прекращение курения может снизить риск заболеть...”);
- ожидания эффективности (“если я хочу - я смогу прекратить курить”).
Побудники - выводы, которые влияют на управление поведением. Социальные знания - центральный компонент. Личность, с точки зрения концепции, - это информационный процессор, что в отличие от когнитивных моделей, включает в себя представление социального мира. Эта модель рассматривает личность в контексте широкого социального мира в нормативных убеждений личности (“люди, значимые для меня, бросили курить”).
   Методика социального контроля фокусируется на связях, что личность формирует с обществом. Эта связь является объединением четырех элементов:
1) прикрепления социальных связей с помощью социальных норм;
2) взятие на себя определенных обязанностей;
3) количество времени личной жизни затраченного на данные связи;
4) принятие центральной системы социальных ценностей в обществе.
   Методическая модель социального развития рассматривает социальные факторы, которые являются предикторами рисковой для здоровья поведения (история семьи, семейное управление, семейный конфликт и установки родителей, школьные связи, ранние формы антисоциального поведения, референтная группа и ее влияние и т.д.).
Вышеупомянутые операционные модели применились при объяснении опасной для здоровья поведения (употребление алкоголя, табака, наркотиков, опасный секс, опасная пищевое поведение и т.д.), применились в многочисленных профилактических программах. На сегодня потеря здоровья среди молодежи создает проблему национальной безопасности, самого существования государства, благополучия территориальной общины.
С одной стороны, тактика запугивания и морализаторства и до сих пор продолжает существовать в информационном и образовательном пространстве. Просветительская работа среди молодежи относительно здорового образа жизни пока что фрагментарна и не очень эффективна. Знания о путях сохранения и укрепления здоровья реализуются в основном формально, эпизодически, без учета объективных тенденций в молодежной среде (ухудшение жизненных условий, ослабление мотивации к здоровому образу жизни, низкий уровень превентивных знаний, навыков и умений и т.д.). К сожалению, профилактическая деятельность во многих организациях ориентирована на передачу знаний от взрослого к ребенку с игнорированием активной позиции самого ребенка, его права на самоопределение относительно собственного образа жизни.
С другой стороны, сотрудничество учреждений образования, социальных служб молодежи, центров здоровья, общественных организаций создала новый управлісько-методическое пространство, новые традиции популяризации здорового образа жизни, развития духовно, психически, физически и социально здоровой личности, расширение демократического взаимодействия взрослых с молодежью и предупреждения негативных явлений в молодежной среде.



Назад