Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

3. Формы работы по профилактике негативных явлений


Социологические исследования.
Исследовательская деятельность включает в себя сбор и обновление банка данных о состоянии заболеваемости и болезненности детей и молодежи регионов, распространение наркомании, токсикомании, болезней, передающихся половым путем, ВИЧ/СНДу; о состоянии и динамике преступности в регионе. Специалисты центров ССМ систематически обновляют информацию о подростков, состоящих на учете криминальной милиции по делам несовершеннолетних, подростков и молодежи, что находится на учете медицинских учреждений, шкірвен - и наркологических диспансеров.
Создаются информационные банки данных о лечебные, профилактические, оздоровительные, спортивные заведения, центры досуга и отдыха и т.д. С целью лучшего проведения коррекционной работы с подростками и молодежью регулярно проводят тестирование, опрос, анкетирование. Исследования должны обнаружить:
- оценку ориентиров подростков и молодежи относительно здорового образа жизни;
- уровень знаний молодежи по проблемам наркомании, информированность о наркотические вещества;
- оценку реальных масштабов наркотизации и алкоголизации среди подростков и молодежи;
- причины злоупотребления любыми наркотическими веществами и проблемы, связанные с этим;
- предпосылки правонарушений и преступности в детской и молодежной среде;
- уровень информированности молодежи о ВИЧ/СПИД, болезни, передающиеся половым путем, способы защиты от инфекции;
- предложения относительно форм и методов социальной и профилактической работы, которые молодежь считает наиболее действенными;
- молодых людей, склонных к девиантного поведения;
- основные проблемы молодежи;
- оценки удовлетворенности молодежи собственным отдыхом.
   Научно-методическая деятельность.
Приоритетной деятельностью является научно-методическая работа, в основу которой положены следующие направления:
- разработка методических и информационно-справочных материалов на помощь работникам центров ССМ, педагогам, родителям, молодежи;
- проведение тематических встреч, семинаров, “круглых столов” и конференций с целью оказания методической помощи специалистам, работающим с конкретными категориями молодых людей и семей, координации усилий всех заинтересованных организаций;
- деятельность экспериментальных площадок центров ССМ с целью разработки и внедрения инновационных технологий, совершенствование форм и методов социальной работы.
   Медицински-психологическая работа.
- выявление контингента, что попал в кризисную ситуацию, и своевременное направление детей и подростков на консультацию в кризисный центр;
- оказание высококвалифицированной специализированной помощи силами врачей (гинеколога, психотерапевта, судмедэксперта, венеролога);
- социальная терапия с целью выявления причин кризисного состояния, главной проблемы кризиса, ориентировочной оценки психического состояния, степени психической травмы, возможности психотерапевтического лечения кризиса, общей тактики выхода из кризисной ситуации, возможности разработки индивидуальной программы работы.
   Профилактически-коррекционная работа.
- проведение личной диагностики и психокоррекции, психолого-педагогическая помощь в решении семейных конфликтов;
- полный комплекс помощи для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, с целью избежания и формирования кризисных ситуаций.
   Организационно-информационная работа.
- участие в работе постоянно действующего семинара по проблемам профилактики кризисных ситуаций для педагогов школ при городском отделе образования;
- организация выездных лекториев, проведение бесед, консультаций для учащихся средних учебных заведений.
   Методически-просветительская деятельность.
Системой центров ССМ активно проводится просветительская работа для специалистов ЦССМ, преподавателей и заместителей директоров по воспитательной работе учебных заведений, педагогов и медицинских работников общеобразовательных школ, воспитателей детских дошкольных учреждений, представителей заинтересованных общественных организаций.
   Психопрофилактическая работа.
Одним из важнейших направлений в решении проблем человека является развитие системы психопрофилактической работы. Методы коррекции, направленные на частичную или полную смену состояния, что уже сложился, могут рассматриваться как часть психологической работы. Потребность в профилактических и коррекционных методиках настолько высока, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах развития и саморазвития человека.
В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) состояний, которые уже возникли.
Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие традиционные для науки приемы, как оптимизация режимов труда и отдыха, тренировки и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий и эзотерические способы (например, методики изменения состояний сознания).



Назад