Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

2. Особенности профилактики негативных явлений в практической деятельности работников социальных служб


Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач, а также знать ряд принципиально важных моментов.
Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их производительное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции. Грамотная постановка задачи, концентрация усилий для выбора соответствующих средств - необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая большая социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов ее решения необходимо выделить ключевые моменты для проведения собственно социальной работы.
Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная ее видов и причин возникновения. Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального положения индивида должен быть четко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности действия.
В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального положения (состояния) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Социальный работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначения, формы и характеристики действия для осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существует “универсальных” профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия негативных состояний во всем многообразии ситуаций.
По-четвертых, самым важным моментом в деятельности социального работника является определение эффективности мероприятий. Это важно, в первую очередь потому, что социальный работник (как и медик, психолог, педагог) должен оценивать свою деятельность в соответствии с главного принципа “Помогай людям и не навреди”. Важно также, чтобы его реальная работа была ощутима, полезная, представлена в явной форме, понятной и неспециалистам - тем, на кого направлена профилактическое действие, и тем, кто санкционировал их проведения. В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенность трудом.
Радикальным путем устранения нежелательного явления служит искоренение причин его возникновения.
    Реорганизация объективного содержания и условий деятельности. Его основными направлениями являются:
- рационализация процесса труда с точки зрения составления оптимальных алгоритмов работы, схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распределения временных лимитов и т.д.;
- усовершенствование орудий и средств труда в соответствии с психофизиологических особенностей человека и с целью облегчения выполнения наиболее трудоемких операций;
- рациональная организация рабочих мест (рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позиции;
- разработка оптимальных режимов труда и отдыха для компенсации своевременным и полноценным отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного трудового цикла;
- использование рациональных форм чередование различных трудовых заданий и обогащение содержания труда для снижения однообразия работы и устранения перегрузки отдельных психофизиологических систем;
- нормализация условий работы по отношению к естественным для человека условий среды обитания;
- создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение материальной и моральной заинтересованности в результатах труда, формирование сознательной дисциплинированности.



Назад