Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

9.1. Генеза социалистических экономических взглядов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уінстенлі, Же. Мельє, Г. Мабли)


Возникновение социалистических взглядов уходит в глубину столетий, поскольку социальные явления бедности находили соответствующее обоснование и мировоззренческое обнаружения. Документальную фиксацию социалистических представлений исследователи находят уже в произведениях Платона, с которыми, безусловно, были осведомлены социалистически сориентированы авторы позднего средневековья и новейшего времени. Одним из самых талантливых представителей социалистических утопий был Томас Мор (1478-1535) - сын богатого английского судьи, юрист по образованию и государственный деятель. В 1516 г. он опубликовал сочинение "Утопия", который имел существенное влияние на развитие экономической мысли социалистического направления.

Главным объектом критики Т. Мора была частная собственность. За частной собственности, по его мнению, невозможно говорить о справедливости. Т. Мор в "Утопии" поставил задачу показать, как может быть организовано общество на началах равенства без частной собственности. Общество утопии составляет определенное единство. Верховный орган государства, сенат, ведет учет всего, что производится в отдельных районах. Вся земля утопии составляет общее богатство. Государство перемещает рабочую силу из одной местности в другую. Государство ведет также внешнюю торговлю. Однако организатором производства является не государство вообще, а город. Итак, за Т. Мором, государство - это вроде федерация городов.

Основная хозяйственная ячейка в утопии - семья. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Труд семьи находится под контролем государственных чиновников: всю свою продукцию семья сдает государству. Итак, семья выступает как общественная мастерская. К тому же семья не всегда основана на родственных связях. В основу семьи положено хозяйственную деятельность, а потому ее членами могут быть и выходцы из других семей, которые желают заниматься ремеслом. Семейно-ремесленная организация является базой утопии.

Что касается сельского хозяйства, то оно не считалось одним из ремесел, хоть ему в утопии предоставлено большое значение. Однако сельскохозяйственные работы организованы по принципу трудовой повинности. Каждый должен провести на сельскохозяйственных работах два года и затем вернуться к занятиям своим ремеслом. Итак, в утопии отсутствует село, потому что проживания происходит в городе.

Все производимое распределяется гражданам из общественных складов. Каждый получает столько продуктов, сколько ему нужно. Полное удовлетворение в продуктах Т. Мор не связывал ни с ростом производительности труда, ни с техническими нововведениями. Несмотря на это, Т. Мор верил в изобилие при шестом рабочем дне. Причем все граждане имели заниматься физическим трудом, кроме ученых и тех, кто выполняет общественные функции.

Таким образом, анализ всех частей общественного строя "Утопии" Т. Мора является свидетельством того, что к Французской революции конца XVIII в. не было ни одного произведения, которое бы его превзошел. Поэтому "Утопию" Т. Мора можно назвать самым важным произведением в развитии утопійного социализма.

К представителям этого типа социализма принадлежал Томмазо Кампанелла (1568-1639), который происходил из небогатой итальянской семьи, но сумел получить определенное образование. На 14-м году жизни юноша ушел в монастырь ордена св. Доминика. Когда ему было 23 года, он издал первую книгу "Философия, основанная на чувствах". Тогда Кампанелла возглавил заговор в Калабрии против испанцев. Однако повстанцы были преданы, и Кампанеллу арестовали. В тюрьме он пробыл 27 лет.

Летом 1601 года Кампанелла начал писать "Город солнца", в котором правит мудрость. Образ жизни в "Городе солнца" - общественный, то есть все общее, в том числе и женщины: "Распределение всего находится в руках должностных лиц, но поскольку знания, почести и наслаждение является общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить".

Поскольку нет частной собственности, писал Кампанелла, то в соответствии царит общая любовь и общая забота о каждом. "Все, что им нужно, они получают от общества, и должностные лица пристально следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему положено, однако никому не отказывая в необходимости".

Занятость в "Городе солнца" определяется науками, которых каждый учится. Усвоив науки, каждый идет на поля и пастбища учиться земледелию и скотоводству. Достойным и главным считается тот, кто лучше овладел науки и умеет применить их на практике. "Дома, спальни, кровати и все остальное необходимое - у них общее. Но что шесть месяцев начальники указывают, кому в каком кругу спать и кому в первой спальне, кому во второй Занятия абстрактными науками и ремеслами есть в них общими как для мужчин, так и для женщин... Тяжелейшие ремесла и загородные работы выполняют мужчины: вспашка, посев, сбор плодов, молотіння и сбор винограда".

В "Городе Солнца" все подчинено государству, которое представляет сообщество. Даже воспроизведения потомства имеет целью интересы государства, а не частных лиц. Работа распределяется каждом ровно в пределах четырех часов в день. "Земледелию, - отмечал Кампанелла, - уделяется особое внимание. Нет ни одного клочка земли, который не плодоносит". Этот факт заслуживает внимания, потому что в "Утопии" Т. Мора преобладал интерес к городского ремесла. Общим является утверждение о изобилие всего необходимого для проживания. Они едят мясо, коровье масло, мед, сыр, финики и разные овощи. Жители "Города Солнца" доказывают, что человек свободен. Это исходный пункт "Города Солнца" Т. Кампанеллы, несмотря на его, безусловно, утопійний проект общества будущего.

Утопійну идею равенства на практике попытался реализовать англичанин Джерард Уінстенлі (1609-1652), о котором сохранилось немного сведений. В 1649 г. он издал сочинение "Новый закон справедливости". Весной того же года он был среди вожаков группы людей, которые захватили в графстве Сьоррей пустынную землю и начали ее совместно обрабатывать. Благодаря большим усилиям и стараниям община удержалась только год. В 1652 г. Дж. Уінстенлі написал труд "Закон свободы" - план коренной перестройки общества путем ликвидации частной собственности на землю.

"Частная собственность, - твердил он, - это проклятие... те, кто покупает и продает землю является лендлордами, получили ее или путем угнетения, или убийства или кражи: и все лендлорды живут с нарушением седьмой и восьмой заповедей: "не убий" и "не укради".

В "Законе свободы" только что сформулированную концепцию Дж. Уінстенлі развивал, конкретизировал. Он выступал против монархии за республику, обещал изобилие за меньших усилий. "Земля будет обработана, и собранные плоды будут доставляться на склады совместными стараниями каждой семьи; богатства складов будут общими запасами каждой семьи. В стране не будет ни бездельников, ни нищеты".

Против нищеты выступал сельский священник из Шампани Жан Мельє (1664-1729). Перед смертью Мельє написал произведение "Завещание", адресованное своим прихожанам: "Я видел и познал ошибки, возмущения, безумия и преступления человеческие. Я чувствовал к ним ненависть и отвращение. Я не осмелился сказать об этом при жизни, но я скажу об этом в крайнем случае, умирая и после смерти. Пусть знают, что я пишу и пишу эту работу, что она могла бы быть свидетельством истины для всех тех, кто ее увидит и прочитает, если им будет охота".

Действительно "Завещание". Мельє неоднократно переиздавалась и он имел немалый успех, потому что в нем утверждались свобода и равенство. "Все люди равны от природы. Они все имеют одинаковые права жить, ходить по земле, имеют одинаковое право на свою естественную свободу и свою долю в земных благах; все должны заниматься всякой трудом, чтобы иметь необходимое и полезное для жизни. Люди присваивают себе в частную собственность блага и богатство земли, тогда как все должны владеть ими совместно на равных правах..."

Концепция совместной собственности и равенства присуща всем социалистическим утопістам, несмотря на отдельные различия в их общественно-экономических взглядах. К ним принадлежал и Габриэль Банно де Мабли (1709-1785), который происходил из дворянской семьи и имел перспективу делать карьеру. Однако Мабли от карьеры отказался, занявшись литературным творчеством, ища выхода в свободолюбивость, в частности, в "коммунистических" порядках античности. Имя Мабли известное в мире, прежде всего, благодаря его произведениям. В труде "О законодательстве, то есть принципы законов" Мабли доказывал, что "почти все народы стали жертвами глупых законов, которые они сами себе создали". По мнению Мабли, неравенство имущества и состояний разлагает человека и изменяет "естественное влечение ее сердца, ибо бесполезные потребности формируют у нее бесполезны для ее настоящего счастья желание.

Мабли утверждал, что природа дала всем людям одинаковые органы, одинаковые потребности, одинаковый разум". Это равенство могла быть разве что в воображении, потому что на самом деле все выглядит совсем иначе. На самом деле люди не наделены одинаковыми талантами, способностями. Мабли, как и все его социалистически-утопійні предшественники, осуждал частную собственность. "Я твердо считаю эту неудачную собственность первопричиной неравенства имущества и положений, а следовательно, всех наших бед", - утверждал Мабли. Собственность породила жажду, против которой выступал французский социалист. Однако он не видел социальной силы преодоления этой жажды. Поэтому апеллировал к первобытных народов, которые еще не почувствовали привкуса частной собственности. "Примите общность имущества, - советовал Мабли, - и как тогда легко будет добиться равенства положения и утвердить на этой двойной основе счастье людей...". Это была обманчивая мечта!

К этой мысли пристав и Морелли - французский писатель и философ, который в 1745-1755 гг. в Париже и Амстердаме издал ряд произведений, в том числе "Базиліаду" и "Кодекс природы или настоящий дух ее законов". Одна из его идей заключается в том, что люди забыли древние законы, а поэтому нужно их вернуть, устраняя частную собственность. Мол, все будет хорошо, если люди будут работать на совместной собственности согласно обдарованнями. Причины всех бед и несчастий заключаются в частной собственности, в частности, на землю.

Практически утверждал эти взгляды Франсуа Ноэль (Ґракх Бабеф); (1760-1797). Его жизнь - это сплошная борьба против феодалов. Именно она привела его к коммунистических убеждений. Под влиянием Мабли он выступал за коллективное ведение хозяйства ("коллективные фермы"). Ґракх Бабеф написал труд "Постоянный кадастре", в которой потребовал ликвидировать дворянское землевладение и равномерно распределить все земли. В предсмертном письме жене и детям он писал: "Я не видел другого способа сделать вас счастливыми, как путем всеобщего благосостояния...".

Франсуа Ноэль с убранной фамилией Ґракх Бабеф был приговорен к смертной казни и гільйотинований.



Назад