Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

9.2. Экономические взгляды великих социалистов-утопистов (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Г. Оуэн)


В течение последних десятилетий в официальной экономической литературе тоталитарной системы утверждалась мысль о том, что социалистическая идея включает два этапа развития: домарксистський и марксистский. Если домарксистський социализм был утопійний, то марксистский материализм - научный. Ошибочность такого разделения опроверг еще М. Туган-Барановский. "Противопоставление науки утопии, - говорил ученый, - неуместное в том, что наука и утопия отнюдь не являются противоречивыми понятиями... утопия - это идеал. И идеал, и наука в равной степени необходимы для жизни. Идеал дает нам верховные цели нашей деятельности, наука указывает средства для осуществления этих целей..."

Очевидно, с этих позиций следует оценивать теоретическую наследие выдающихся социалистов-утопистов, среди которых видное место занимает Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760-1825). Потомок старинного французского благородного рода, он получил хорошее образование. С 17 лет был на военной службе. Впоследствии, будучи в звании полковника, Сен-Симон путешествовал странами Европы. Тогда он взялся за перо, проповедовал общую любовь: "Люди должны относиться друг к другу, как братья".

Уже в первой своей работе Сен-Симон выразил глубокие мысли. Он обращался к трех классов, из которых состояло общество. Первый класс движет вперед человеческую мысль; второй по своей сути консервативный и является опорой порядка; третий - вражеский господствующему строя, основанном на неровности и подчиненности, требует нового устройства, основу которого должна составлять равенство.

В словах Сен-Симона, по мнению М. Туган-Барановского, в зародыше содержится одно из важнейших социологических обобщений новейшей эпохи - учение о общественный класс как основной элемент современного общества и о классовой борьбе как естественный результат классовой строения общества. Сен-Симон признавал две основные движущие силы развития общества: прогресс человеческого знания и развитие экономики.

Мнения, высказанные в первой труда, были блестяще развиты в других произведениях Сен-Симона: "Промышленная система", "Промышленный катехизм" и "Новое христианство". В "Промышленной системе" Сен-Симон подал талантливый описание философии европейской истории, определил роль отдельных классов и слоев в общественном развитии. Например, в средневековье ведущую роль играли духовенство и военная аристократия, промышленность находилась в зачаточном состоянии. Однако постепенно промышленность развивалась, а вместе с ней укреплялись позиции промышленников. В их руки переходила и политическая власть. Основой будущего общества должна стать промышленная система, - такой вывод сделал Сен-Симон.

Сен-Симон раскрыл социологический закон развития общества, которым впоследствии сполна воспользовался Огюст Кант. Так называемое материалистическое понимание истории, которым позже так кичились К. Маркс и его сторонники, также принадлежит Сен-Симону. Правда, Сен-Симон был не моністом, как Маркс, а дуалістом: он не считал эволюцию хозяйства решающим моментом общественной эволюции и, наряду с развитием хозяйства, в роли самостоятельной движущей силы ставил развитие человеческого знания.

Сен-Симон считал, что задача партии промышленников заключается в создании нового хозяйственного и общественного строя, в котором работающие классы занимают господствующее положение в соответствии с их преимущества в создании богатства и знания. Если до сих пор общественные системы основывались на угнетении человека человеком, монопольных привилегиях, то промышленная система должна уничтожить всевозможные общественные привилегии и предоставить возможность совершенно свободно развиваться человеческим способностям, труда и таланта.

Под промышленным классом Сен-Симон понимал не только рабочих, но и предпринимателей. Его мнение не достигла антагонизма между трудом и капиталом. Однако он постоянно выступал в защиту рабочих и бедных. В "Новом христианстве" и других произведениях Сен-Симон призвал помочь біднішому классовые. Государство, - писал он, - должна, прежде всего, позаботиться о судьбе пролетариата, дать работоспособным гарантированные места работы, а неспособным к труду - содержание. Достичь такого состояния надо мирными мерами. Сен-Симон никогда не призывал к насилию. "Новые христиане, - твердил он, - могут стать мучениками, но они никогда не будут палачами".

Умирая, Сен-Симон сказал ученикам, что вся его жизнь суммируется одной мыслью: обеспечить всем людям как можно больше возможностей развития их способностей, и указал, каким образом можно этого достичь, а именно - организацией отдельной партии рабочих. Эти взгляды развивали последователи Сен-Симона. Программа сен-сімоністів была сформулирована так: "Мы стремимся к уничтожению всех наследственных привилегий, без исключения; мы стремимся удовлетворить рабочих и прекратить паразитирующее существования за их счет; мы стремимся, чтобы уважение, уважение, благосостояние имели лишь те, кто кормит общество, просвещает, повышает его своим поступлением - иначе говоря, производителям, ученым, артистам; мы стремимся к тому, чтобы жатву принадлежало тому, кто посеял, чтобы плоды труда рабочих классов не поглощали классы, которые ничего не делают, ничего не знают, ничего не любят, кроме самих себя; мы хотим общественного строя, полностью основанного на принципе: от каждого - по его способностям, каждой способности - за ее дела; мы хотим постепенного уничтожения всех налогов, которые оплачивает труд бездействия под разными названиями - арендной платы, наемной платы, процентов на капитал".

Итак, все самое важное, что характеризует социализм как в области критики капитализма, так и относительно позитивных требований было начертано школой Сен-Симона.

Почти одновременно с Сен-Симоном жил и творил его гениальный соотечественник Франсуа-Мари-Шарль Фурье (1772-1837), который родился в г. Безансоне в семье коммерсанта. Одаренный безудержной фантазией, он и в своих произведениях выглядит несколько странным. Однако это не может возразить глубины мышления Фурье, высшей целью которого было внедрение формулы счастья, основанной на полном удовлетворении всех человеческих страстей. Все силы своего ума он отдал доведению возможности и необходимости "вывести человеческий род из социального хаоса, искоренить на земле нищета и преступления", ввести порядок социальной гармонии.

Ш. Фурье считал, что до сих пор науки не принесли пользы людям. Он указал на бессилие общественных договоров, потому что они не гарантируют бедняку средств к существованию, в частности, право на труд. По мнению ПИ. Фурье, бедняк не стремится к свободе, равенству. Это слишком высокие понятия. Бедняки согласны на зависимость, но впадают в отчаяние, когда не за что жить. Главное - дать людям работу, которая им нравится и к которой они привыкли в течение жизни.

В "Трактате о домашнюю земледельческой ассоциации" Фурье подробно изложил план организации производственно-потребительской ассоциации, ячейки будущего общественного строя. Для организации фаланстера нужно было иметь миллион франков. Фурье напечатал объявление с надеждой собрать такую сумму. Он ждал мифического капиталиста, но тот не появлялся. Однако желание было настолько сильным, что в США удалось создать общину-фаланстер "Новая Гармония", которая вскоре распалась.

Организовать производственную ассоциацию Фурье повезло в самой Франции. Этому помог богатый фабрикант. Нужно отметить, что проблема создания ассоциации была для Фурье главной основой для преодоления бедности. Интересным с той точки зрения является произведение Фурье "Новый хозяйственный и соціетарний мир, или открытие способа привлекательной и естественно подобной труда, распределенной в областях с пристрастием".

В этом произведении определено восходящий ряд уровней первоначального возраста социального мира. Он включал периоды: допроизводственной Деятельности розничного производства, соціетарного, истинного привлекательного производства. "Самое большое богатство, - твердил Фурье, - было бы обманчивым, если бы не поддерживали порядком распределения, который гарантирует пропорциональное распределение и участие бедного класса в этом приросте дохода: равновесие народонаселения, неограниченный рост которого скоро нейтрализовало бы увеличено в четыре раза и даже десятикратно действительное богатство".

В представлении Фурье "новый хозяйственный мир - это самое точное определение соціетарного строя, построенного на принципах ассоциации при котором правдолюбы... будут на ногах с четырех часов утра, зимой и летом, чтобы заниматься полезным трудом". Основу соціетарного строя составляют: трудовая правдивость, пропорциональное распределение, равновесие народонаселения, экономия движущих сил. Нужно, - говорил Фурье, - чтобы при соціетарному режиме работа была настолько привлекательна, как сейчас наши праздники и зрелища". Относительно распределения, то он будет осуществляться справедливо по тремя производственными данными - капиталом, трудом и талантом. Это будет мир в прямом смысле, тогда как существующий - это мир наоборот". Наши экономисты, - твердил Фурье, - обеспокоены состоянием устойчивости и даже развития нищеты, начинают подозревать, что их наука находится на ложном пути". Замечания заслуживает внимания!

Преодолевая практическую ограниченность экономической науки, Фурье в труде "Новый хозяйственный мир, или естественно подобный соціетарний способ действия" наметил программу создания фаланстерів во всех технических, организационных и мотивационных деталях. Эта работа Фурье, как и все другие, свидетельствует, что он, несмотря на всю критичность своих взглядов, оставался утопістом. Он пытался в обществе будущего гармонизировать отношения труда и капитала на основе деятельности ассоциации, которая должна была бы обеспечить благосостояние всем. В том и заключалась утопичность взглядов Ш. Фурье.

К тому же направления общественно-экономической мысли принадлежал Роберт Оуэн (1771 -1858), который родился в семье ремесленника в уэльском городе Ньютаун. С 1787 г. он живет в Манчестере, где стал хорошим знатоком текстильного производства. В 1800 г. Оуэн - совладелец и директор текстильной фабрики. В начале XIX ст. Г. Оуэн провел эксперимент, суть которого заключалась в преобразовании фабричного поселения Нью-Ленарк на образцовое с социальной точки зрения город: вместо грязных лачуг были построены удобные жилья для рабочих, школа, детский сад, ясли, созданная больничная касса, рабочий день сокращен до 10,5 часа (тогда в Англии был 12-14-часовой рабочий день).

Слава Г. Оуэна росла, Нью-Ленарк стал местом паломничества. В 1846 г. был открыт в Нью-Ленарку "Новый институт формирования характера", где ребенок воспитывался до 17 лет. Оуэн отстаивал тогда гуманизацию фабричного законодательства. После тщетных попыток усовершенствовать мир капитала, Оуэн перешел на позиции социализма, выдвинул идею трудовых коммун, которые должны были стать ячейками будущего общества. Чтобы практически реализовать эту идею, Оуэн в 1824 г. отправился в США, где в штате Индиана 1825 года основал трудовую коммуну "Новая Гармония". На это было затрачено четыре года и почти все имущество Оуэна; 1829 года его план потерпел крах. Однако Г. Оуэн не прекращал своей деятельности, а дальше продолжал ее в интересах трудовых классов.

Умная общественная система должна быть основана на законах природы. Для счастья людей, их сознание должно быть освобождена от неправильных представлений, а это зависит от изменения характера. В этом направлении должна действовать наука. Она призвана упорядочить хаос человеческих отношений. Это наука о настоящие законы производства, о лучший способ распределения и лучшее управление.

"Цель всех человеческих усилий, - твердил Оуэн, - заключается в достижении счастья... Сейчас мир насыщен богатством, есть огромные возможности его увеличивать, однако повсюду царят нищета!". Несмотря на это, мыслитель не советовал разрушать несправедливые системы грубой силой. "Мои друзья, - писал Г. Оуэн, - какими бы непоследовательными и вредными не были бы системы, их нельзя разрушать руками людей некомпетентных и грубых. Каждый несвоевременный или неразумный шаг может отдалить осуществления наших найобґрунтованіших надежд и лишить несколько будущих поколений того счастья, которым мы и наши дети могли бы широко пользоваться". Эта глубокая и справедливая мысль была подтверждена и в XX ст.

Ценным является взгляд Оуэна на развитие кооперативных форм труда. "Система общественной кооперации, - по мнению Г. Оуэна, - очень хорошо приспособлена к устранению причины всех бед...; путем объединения людей с помощью правильно задуманных мероприятий она ведет к превращению человеческого характера из начатого в добрый вследствие возникновения достатка, уважения к разумно направленного трудолюбия и объединения усилий всех людей в интересах каждого".

Безусловно, в рассуждениях Г. Оуэна было немало новаторских мыслей, но и не хватало наивных рекомендаций. По этому поводу Г. Туган-Барановский писал: "Как евангельский сеятель, наш утопист рассеял много семья, большинство которого упало на каменный грунт, заглохло и не дало всходов. Но одному семени повезло: оно вкоренилось и медленно выросло в роскошное и могучее дерево, укрепив своей силой миллионы тружеников, для которых работал Оуэн. Этим семенем был кооперативное движение".



Назад