Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

1. Теоретические основы необходимости духовного развития человека как составляющей профилактики негативных явлений в обществе


Определяющим является известное высказывание И. М Сеченова о том, что в характере человека лишь 0,001 зависит от природы человека и 0,999 - от окружающей среды. Соответственно и вся система этих времен воспитания строилась по принципу закрепления у человека определенных внешних установок, без учета характера, индивидуальных особенностей детей, что приводило к тому же усреднения, которое имело место в воспитательном процессе. В практическом школьной жизни “отличной” поведением отмечались преимущественно те ученики, которые не выражали собственных взглядов или автоматически воспринимали общие убеждения. Печальным результатом такого воздействия следует признать отсутствие у большинства детей индивидуальных взглядов, неспособность взять на себя ответственность за свои поступки и содержание собственной жизни вообще. Внешнее остается внешним, если оно не касается глубин человеческой души.
В чем же заключается главная цель воспитания? В истории педагогики существует много взглядов на этот вопрос, что свидетельствует о его важности, постоянную актуальность всех времен. Естественно, что родители и воспитатели, заботясь о своих воспитанников, стремятся к тому, чтобы дети были лучше, совершеннее, и хотя каждый понимает все по-своему, существуют общие, общечеловеческие взгляды.
“Если бы было необходимо определить словам лучшую, идеального человека, то можно приблизительно сказать, что она должна быть гармоничным максимумом всех индивидуальных дарований, вместе взятых” - так считает І.П.Ріхтер. С этой точки зрения задача воспитания заключается в всестороннему гармоничному развитию лучших качеств ребенка, для чего, конечно, необходимо их соответствующее обнаружения.
В. М. Бехтерев конкретизирует задачи воспитания, которое “должно создавать личность с самостоятельной инициативе, с критическим отношением ко всему окружающему, личность, сильного духом и телом, с любовью ко всему человеческому, возвышенного и прекрасного и в то же время личность безупречной честности, способную к отклика на все доброе, позитивное'.
Наряду с этим К. Д. Ушинский выделяет отдельные направления воспитательной работы, на которые, по его мнению, следует обратить особое внимание: “Моральное влияние составляет главную задачу воспитания, значительно важнее, чем развитие разума вообще, наполненный председателя знаниями и разъяснением каждом его личных интересов”.
Оригинальный взгляд на тему воспитания выражает Г.С.Сковорода, считая, что задачи воспитательного процесса - родить, сохранить здоровье, научить благодарности, что в совокупности помогает человеку быть счастливым. Благодарность (євхаристія) при этом рассматривается .как показатель моральной и духовной зрелости. Отсутствием благодарности философ объясняет причину всех отрицательных качеств: „С неблагодарности - скука, грусть, жажда, из жажды-зависть, из зависти - лесть, кража, разбой, кровопролития и вся беззаконностей бездна”.



Назад