Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

2. Самовоспитание в системе развития человека


В.а . сухомлинский указывает, что “истинное воспитание - самовоспитания”. Именно в процессе самовоспитания человек сознательно обнаруживает и положительно трансформирует свои индивидуальные черты, глубинные качества.
“Воспитание, - по выражению К.д.ушинского, - является только подготовкой к самовоспитанию, и если воспитание было хорошо, то самовоспитания продлится всю жизнь. Принимая в свои руки управление человеческой природой, что развивается, всякое воспитание надо завершать передачей его в руки самого воспитанника”. В этом случае мы имеем шанс не нарушить одно из основных правил воспитания, на которое указывал в.а . сухомлинский: ребенок не должен знать, что его воспитывают.
Критерий эффективности воспитательного процесса соотносится со способностью ребенка самостоятельно продолжать процесс самовоспитания. Если же стремление к самовоспитанию исчезает после воспитательного воздействия, это означает, что влияние по своему содержанию или форме был ошибочным.
Чрезвычайную актуальность приобретает вопрос: с помощью каких методов привлечения учеников к самовоспитания? Эффективным средством в современных условиях считается привлечение внимания детей к духовным сокровищам своего внутреннего мира, к духовным ценностям, к нужд собственной души, а не только тела. Самопознания можно рассматривать как первый шаг настоящего воспитания. Переломной точкой, своеобразным ориентиром на этом пути Г.С.Сковорода считает второе, символическое рождения: духовное превращение человека, что достигается при условии спокойной, чистой совести.
1. Путь духовного обновления лежит через расширение сознания, которое раскрывает человеку его место и роль в Бытии. Одним из действенных средств, которые помогают осознанию единства с Бытием, есть процесс общения детей с живой природой. “Зовите меня варваром в педагогике, - писал К.Д.Ушинський, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такой огромный воспитательный влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать излива педагога; что день, проведенный ребенком посреди бора и полей, когда ее голову наполняет волшебный туман, в теплой влаге которого раскрывается все ее молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зачатки мыслей, которые потоком льются из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на школьной скамье”. Таким образом, воспитательная ситуация выступает активным средством пробуждения высоких внутренних потребностей человека. Нельзя недооценивать также влияния семейного воспитания, где каждый из родителей выступает для ребенка непосредственным жизненным примером.
2. Задача школьного воспитания на современном этапе конкретизируется преимущественно в создании в учебных заведениях адекватных условий, которые бы способствовали активизации высших потребностей личности школьников. В то же время новый подход в воспитательном процессе отличается своей направленностью до каждого ученика индивидуально, с учетом его природных наклонностей, черт, что, однако, трудно осуществить на практике при большом количестве учеников в классах.
3. Главным препятствием в процессе воспитания всех времен была несоответствие между призывами педагога и его личной жизнью и убеждениями. Чувствительность детей к фальши, их способность распознавать внутренний мир взрослых предопределяют необходимость высокого уровня не только профессиональных, но и моральных, духовных качеств личности педагога.



Назад