Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

3. От самопознания к духовному развитию личности


Быстрые темпы, высокое эмоциональное напряжение и хаотическое мышления характеризуют жизнь современного человека. Особое влияние эти социальные факторы имеют на детскую психику, в которой еще отсутствуют защитные механизмы сознания. Типичным примером такой незащищенности может быть общеизвестна семейная ситуация: для того, чтобы успеть сделать всю домашнюю работу, родители включают перед маленьким мальчиком телевизор, находят интересную и полезную (на свой взгляд) передачу и оставляют сына вне внимания на длительное время. Нетрудно заметить, какую власть имеет телевизионный экран над ребенком - мальчик “физически” не может отвести взгляда от телевизора, и это понятно: потребность в быстром усвоении информации обусловлено природными особенностями его возрастной категории. С годами такой способ времяпрепровождения превращается в привычку, которая вступает в противоречие с запросами самих родителей: ребенок легко может просидеть перед экраном несколько часов, но уделить столько же внимания урокам для нее уже не под силу.
Примерно такая же ситуация происходит в современной жизни, где на своеобразном телеэкране внешнего мира ускоренно меняются даты и события. Реальной возможностью временно отвести внимание от внешних факторов хотя бы для того, чтобы определить, какая из “телевизионных программ” нужная человеку, есть возможность самопознания. Одним из определений самопознание может быть сознательное отвлечения внимания от объектов внешнего мира к изучению психических или духовных особенностей многомерного внутреннего мира. Также очевидно, что характерным признаком гармоничного развития человека является равновесие понимания и удовлетворения потребностей внешнего и внутреннего.
Процесс самопознания позволяет приблизиться к собственной сущности, осознать свои внутренние потребности, взглянуть на свою судьбу со стороны, издали. Встреча с собственной сущностью, по древним духовными традициями, которые оставили свое отражение в народных сказках, легендах, обрядах и песнях, считалась одним из самых тяжелых испытаний: «Добрые понимают, что они жестоки, смелые признают, что они трусы...”
Каждый из нас имеет определенные представления о себе, свой образ, однако в основном в процессе сравнения с другими мы подсознательно подчеркиваем собственные пороки и скрываем недостатки, чем только отодвигаем сознательное решение своих проблем.
Человек может правильно сориентироваться на жизненном пути в условиях откровенной самооценки и осознание своих реальных потребностей. Цель самопознания заключается сначала в выявлении собственного “Я” без украшений или надуманных недостатков, конечно, под силу не каждому. В народных сказках перед этим экзаменом герой проходил испытания водой (внутренняя чистота, творческая способность), огнем (огонь сердца, любви, духа) и медными трубами (ораторское искусство, умение благоустроено передавать знания, опыт).
В процессе самопознания человек все глубже осваивает тайны своего внутреннего мира, наблюдая, как бы свидетель, за собственными поступками, словами, проявлением эмоций и качеством (направленностью) мыслей. При этом пробуждается естественное желание стать лучшим и этим также сделать вклад в улучшение внутреннего мира. Ценности и стремления человека, которая занимается самопознанием, могут существенно отличаться от общепринятых, поскольку, однажды прикоснувшись к сокровищам внутреннего мира, она вряд ли променяет их на сугубо материальные, внешние блага.
Как распознать в повседневной жизни человека, который сознательно идет путем самопознания и самореализации? Один из основателей гуманистической психологии Карл Роджерс выделил характерные черты такой личности, среди которых важное место занимают такие:
1. Открытость как внешнему, так и внутреннему миру.
2. Способность к полноценной жизни в каждый момент своего существования.
3. Стремление к целостности, к преодолению разделения между телом и духом, мыслью и чувством, наукой и здравым смыслом, работой и игрой.
4. Стремление к тесной духовной связи с другими людьми, поиск новых форм вербального и невербального общения.
5. Забота о людях, готовность оказать помощь. Важно, чтобы это была деликатная, тактичная помощь.
6. Чувство единства с природой, проявление заботы о ней, наличие экологического сознания.
7. Доверие к собственному опыту в сочетании с недоверием к навязанных извне авторитетов, готовность делать самостоятельные моральные выводы.
8. Скептическое отношение к достижениям науки и техники, которые пагубно сказываются на природе и применяются для манипулирования человеком, в сочетании с поддержкой использования научно-технических достижений в гуманных целях.
9. Отсутствие влечения к деньгам и привилегированного материального положения, равнодушное отношение к богатству.
10. Предоставление преимущества духовным ценностям и духовным личностям - таким, как Тейяр де Шарден, Николай Рерих, Сальвадор Дали и т. д.
Процесс самопознания может показаться на первый взгляд нечто пассивным, однако на самом деле - это тяжелая и сложная работа трансформации сознания. Конечно, став на этот путь, человек нуждается в теоретических и практических знаниях, методах дальнейшего развития. По словам Христа, счастлив тот, кто осознает свои духовные потребности, поскольку осознание - это уже первый шаг к их удовлетворению.
Ошибочно рассматривать самопознания отделено от познания окружающего мира и своего места в Бытии. Познание собственной сущности раскрывает перед человеком универсальные принципы существования - едины как для микрокосма и макрокосма. По мнению СЛ.Рубінштейна, самого отображения мира воплощается через человеческое самопознания. Итак, самопознания человека и самопознания мира - один и тот же процесс: “Познать себя означает познать в себе, через свою индивидуальность Общечеловеческое, а затем, на основе этого высшего постижения познать свое бытие, факт своего бытия, чтобы узнать о своем существовании через нахождения его смысла”.



Назад