Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

9.3. Английские социалисты-рікардіанці (В. Годвин, Т. Годскін, В. Томпсон, Дж. Грей, Дж. Брей)


Потенциал радикализма, заложенный в классической политической экономии, ее создатели не реализовали. Это можно объяснить тем, что в условиях обострения социальных противоречий в Англии появилась группа экономистов-утопистов, которые, опираясь на учение Д. Рикардо, делали социалистические выводы. К такого типа экономистов можно отнести Уильяма Годвина (1756-1836), который родился в семье кальвинистского проповедника. Его литературный талант оказался в годы Французской революции. Главным произведением В. Годвина того времени считают "Размышления о политической справедливости".

Доведя до предела рационалистический индивидуализм, В. Годвин сделал попытку спроектировать идеальную общественную систему без права собственности. Имущество человека, как и ее сила, В. Годвіним, принадлежат человечеству. Он, правда, признавал некоторую физическую неравенство людей, однако все люди наделены разумом, всем нужна независимость и свобода, а также благосостояние. Через том богатые должны помогать бедным, но они поступают наоборот. По его мнению, ликвидация частной собственности в корне уничтожит дерево зла.

Рассуждая о системе распределения, В. Годвин связывал ее с правом собственности. Он считал такую систему распределения несправедливой. Однако была бы несправедливой и такая система, при которой каждый получал бы весь продукт своего труда. Элементарная справедливость требует, чтобы продукт общественного труда распределялся равномерно между членами общества. Единственным правильным принципом распределения является распределение по потребностям.

Определяя такой тип распределения, В. Годвин приближался к теории утопического социализма.

Близким в этих взглядов был социалист-рікардіанець Томас Годскін (1787-1869). Исходным пунктом его теоретических размышлений была рікардіанська трудовая теория. Причиной зла Т. Годскін считал капиталистическую собственность, что отделяет капитал от рабочего.

Теоретической заслугой Т. Годскіна является исследование капитала. В частности, он критиковал взгляды, согласно которым капитал является продуктивным. "Капитал приносит своему владельцу прибыль не потому, что он был сложен, а потому, что он является средством для получения власти над трудом", - твердил Т. Годскін.

Главной задачей социальной реформы Т. Годскін считал защиту трудовой собственности в сфере производства. Естественная собственность в новых условиях может выступать только как коллективная собственность. Коллектива предприятия принадлежит естественное право на полный аналог этого предприятия. Т. Годскін считал, что доля рабочего может быть определена на основе рыночных законов, что дает основание отнести его к ранних представителей рыночного социализма.

Последовательно и систематически отстаивал интересы рабочих Уильям Томпсон (1785-1833) - один из талантливейших учеников Г. Оуэна. Система взглядов В. Томпсона опиралась на три источника: философии утилитаризма Дж. Бентама, политическую экономию Д. Рикардо и утопический социализм Г. Оуэна.

Оставаясь на старых методологических позициях, Томпсон развил трудовую теорию стоимости в отдельных направлениях. Он впервые в политической экономии свел все виды сложного труда к общественно необходимой простого труда. В. Томпсон отмечал, что в основе стоимости лежит не просто рабочее время. Если бы было иначе, то победила бы тенденция к росту стоимости товара, потому что производителям было бы выгодно работать хуже. Собственно это утверждение В. Томпсона было позже предметом сравнения его теоретических взглядов с положениями "Капитала" К. Маркса. Исследователи считали. Томпсона первооткрывателем толкование общественно необходимого рабочего времени. В. Томпсон отрицал производительность капитала. "Дополнительная стоимость, - твердил он, - образуется только от труда". Этот вывод Томпсон положил в основу теории эксплуатации, которой, кстати, впоследствии так кичились марксисты. В. Томпсон исследовал механизм воспроизводства отношения труда и капитала.

В. Томпсон смело ввел в анализ "внеэкономические" факторы, в частности, законодательное ограничение заработной платы. Он также сформулировал закон снижение производительности труда со снижением заработной платы: "Чем ниже заработная плата, тем менее пригодна, даже по сравнению с заработной платой, труд". Он, как и Г. Оуэн, считал, что рабочие должны получать полную вознаграждение за свой труд. Общественный строй, основанный на кооперативной собственности, В. Томпсон рассматривал как идеал.

Он доказывал, что достижение оуенівської модели кооперативного строя предполагает восприятие производственного общего интереса как собственного. Однако В. Томпсон стал выше своего учителя Г. Оуэна. Он, кроме общины, предусматривал центральную общественно-экономическую организацию, то есть государство.

Выдающимся представителем английского утопического социализма был Джон Грей (1798-1850). Ознакомившись с произведениями Г. Оуэна, Грей выступил с пропагандой его учение. Первая опубликованная работа Дж. Грея "Лекции о человеческом счастье" (1825 г.) написана специально "на защиту планов господина Оуэна".

Основываясь на учении А. Смита - Д. Рикардо о том, что источником стоимости является труд, Дж. Грей считал справедливым закон, согласно которому будет принадлежать рабочим вся доля результатов их труда. Дж. Грей делил общество на три группы:

1) производительную, которая создает все материальное богатство;

2) непродуктивную, но полезную обществу (учителя, врачи);

3) вредной, которая ничем не занимается. "Каждый непродуктивный член общества, - твердил Дж. Грей, - является прямым налогом на производительные классы".

Однако Дж. Грей был против того, чтобы избавляться от такого состояния насильственными методами. "Мы, - отмечал он, - были бы последними, кто воспользовался бы насильственными методами, чтобы ликвидировать бедность". В критике капитализма Грей шел по следам Оуэна. Он глорифікував роль обмена в развитии общества, призвал, прежде всего, перестроить торговые отношения. "...Только полная смена торговых обычаев, - твердил Дж. Грей, - могла бы привести к какого-либо существенного блага для человечества".

Практическая программа Грея впервые в развернутом виде изложена в книге "Социальная система", стержнем которой был проект создания "рабочих денег". Основной принцип предложенного проекта сводился к замены денег квитанциями, которые свидетельствовали о количество рабочего времени, затраченного на производство товаров каждым производителем. Национальный банк, в соответствии с предложенной программой, через свои провинциальные филиалы должен был принимать на свои склады все предложенные товары, учитывая количество труда, затраченного на их производство, и выдавать соответствующие квитанции. Квитанции должны давать право владельцу получать любой товар за эквивалентом, то есть при условии, что в этих продуктах содержится такое же количество труда. Теория "рабочих денег" была такой же утопичной, как и мировоззрение Дж. Грея.

В критике капитализма на трудовую теорию стоимости опирался Джон Фрэнсис Брей (1809-1895). Он написал популярную для своего времени труд "Несправедливости в отношении труда и средства их устранения или сутки силы и сутки справедливости". Брей был противником частной собственности. "...Всякая социальная и политическая несправедливость, - твердил он, - следует из господствующей социальной системы, из института собственности в его современных формах; поэтому, чтобы раз и навсегда положить конец несправедливости и страданием, нужно полностью разрушить современный общественный строй и заменить его другим строем...". Дж. Брей сосредоточивал свое внимание на обмене, выделявшим обмен труда и капитала из товарного обмена вообще. Он рассуждал так: 1) частная собственность породила неравный обмен труда и капитала; 2) этот неравный обмен является основой всех видов неравенства; 3) эти неравенства могут быть ликвидированы только с ликвидацией неравного обмена между классами; 4) это возможно лишь при условии ликвидации частной собственности.

Этими доведеннями Дж. Брей удостоверяет свою мировоззренческую единство с другими социалистами-рікардіанцями и большими социалистами-утопистами, теоретическими и критическими достижениями которых воспользовался К. Маркс. Неслучайно он называл книгу Дж. Ф. Брея "Несправедливости по труда" выдающимся произведением.



Назад